На украинской улице маленький, но праздник: 100 дней президентства Петра Порошенко. В мире принято в этот миг «остановиться, оглянуться», чтобы оценить первые результаты деятельности нового лидера. Война ему не удалась, мир тоже шаткий. Зато накануне даты в Киеве объявили о новом стратегическом замысле — строительстве «Великой Украинской стены» на границе с Россией.
Затея смелая, особенно на фоне военного поражения на юго-востоке и сползающей в пропасть экономики. Строительство гигантского сооружения длиной 2295 км и стоимостью в несколько миллиардов гривен выглядит проектом века. Казалось бы, какая, к черту, стена, когда на страну с пустой казной надвигаются нужда и холода? Но тут на сцену выступает природная украинская смекалка. «Мы намерены обращаться к соседям — Европе, — разъяснил журналистам первый замглавы Госпогранслужбы Украины Павел Шишолин. — Там должны понять, что Украина — это восточная граница ЕС и они должны вкладывать в нее соответствующие деньги».
Всем понятно? Украина придумала себе суперзабаву, заплатить за которую деликатно предлагается Европе, ведь это ее, бедную, Киев собирается защищать от злобных монголо-кацапских орд...
По замыслу идеологов суперстены, вдоль всей сухопутной границы с Россией (и что примечательно, с Новороссией) будет выкопан ров шириной до 4 и глубиной до 2 м. За рвом будет земляная насыпь, потом — контрольно-следовая полоса, за которой проложат рокадную дорогу для передвижения украинских войск в случае вражеской атаки. А через каждые 20 км установят наблюдательные вышки с новейшими электронными системами наблюдения, приборами ночного видения и радиолокацией.
В украинской прессе началось всенародное обсуждение предстоящей стройки века. Генералы и штатские возбужденно комментируют судьбоносный проект, поминая всуе разделительный барьер, который Израиль строит с 2003 года в надежде напрочь отгородиться от палестинцев. Там, правда, длина поскромнее — всего 703 км, зато высота забора достигает 8 м. Понятно, такая аналогия, прямо указывающая на соседство с террористическим режимом, греет душу нынешнему руководству Украины.
Что ж, не будем обижаться, спишем злобные параллели на осеннее обострение. Только напомним: в истории подобные затеи возникали регулярно. Сравним. «Вал Адриана», который римляне воздвигли для защиты от германских варваров, — каменная стена длиной 120 км, шириной 3 м, а высотой 5-6 м. Легендарная Великая Китайская стена: длина почти 9 тысяч км, время строительства — 20 веков (!). Можно также вспомнить 135-километровую линию Маннергейма, воздвигнутую финнами, или линию Мажино в 400 км, которой французы планировали защититься от немецкого вторжения. А сами немцы построили «Атлантический вал» — систему долговременных и полевых укреплений длиной свыше 5 тысяч км, которой намеревались прикрыть границы Рейха от вторжения союзников на континент... Главное, что объединяет эти суперпроекты, построенные в разное время: ни одно из этих грандиозных сооружений всерьез не защитило их создателей. Ту же линию Мажино немцы легко обошли танковыми клиньями. Миллиарды франков были истрачены зазря.
Ну что тут поделаешь? Конечно, дешевле и надежнее Киеву было бы всерьез задуматься о восстановлении отношений с Россией, о поиске взаимоприемлемых перспектив. Ведь любая вражда проходит, тем более между народами, веками жившими рядом, по-братски, по-соседски. Но попробуй сейчас Петр Порошенко только заикнуться о таком повороте событий — и следующих 100 дней у него точно не будет. И в стране, и в тех столицах, откуда направляют и вдохновляют Киев на противостояние с Россией, такой мысли не допустят. А вот бредни про стену — сколько угодно!
Впрочем, здесь не только политика рулит. Уверен, что где-то там, в кулуарах украинской власти, уже перемещаются ловкие люди, которые предлагают свои услуги по земляным работам и поставкам колючей проволоки — естественно, с соблюдением интереса заказчика. Поневоле вспоминается фрагмент из старого советского фильма «Новый Гулливер». Там, когда врач-путешественник оказывается среди злобных лилипутов, один из них произносит со значением: «Его надо развлечь и отвлечь!» Похоже, такую же задачу ставят в Киеве: раздерганную Украину «развлекают» военной истерией и безумными «проектами века» — чтобы отвлечь от катастрофы, холодное дыхание которой все ближе.
Голоса
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»
— Этот прожект — маниловщина в чистом виде. Никто в Европе не даст денег на непонятный и крайне коррупционный проект. Технически такая стена тоже бессмысленна. Я поражаюсь дремучести украинского руководства, которое все мыслит категориями Первой мировой войны. Они забыли, что на дворе давно XXI век, и войны сегодня ведутся даже не танковыми клиньями, а с использованием авиации и высокоточного оружия. Кого сегодня вообще интересуют фортификационные сооружения? Я понимаю, если бы Украина собралась потратить деньги на современное ПВО — в этом хотя бы был какой-то смысл... Но если она планирует вкапывать миллиарды в землю, это только повод для насмешки. Хотя потенциальных исполнителей проекта можно понять: землеройные работы, которые невозможно точно осметить, — просто Клондайк для любого распильщика!
Авигдор Эскин, израильский публицист
— Опыт Израиля доказывает, что даже самая высокая стена может быть сдерживающим фактором лишь для мелких групп террористов, обученных метать камни или бутылки с зажигательной смесью. Однако она никак не помешает противнику вести артиллерийский огонь. А понадобится — противник пророет тоннели и нападет на вас внезапно.
Впрочем, я категорически против того, чтобы проводить параллели с ситуацией у нас и тем, что сейчас происходит на Украине. Что бы там сейчас ни писали в украинских СМИ по поводу израильского прецедента, мы прекрасно видим, что именно киевская власть пришла в Донбасс с тяжелым вооружением, боевой авиацией и начала агрессию против мирного населения. Именно жители юго-востока стали жертвой террора, а не наоборот. Поэтому скорее они должны строить защитные сооружения, а не господин Порошенко!