В Москве открылась масштабная ретроспектива немецкого художника Йозефа Бойса
Завтра в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открывается масштабная ретроспектива немецкого художника Йозефа Бойса «Призыв к альтернативе». Корреспондент «Труда» рассказывает о том, как любой предмет в руках этого современного шамана превращался в магический амулет с политическим смыслом.
Йозеф Бойс у нас не слишком известен, хотя на Западе он уже давно стал легендой. Бойс действительно больше чем художник: он еще и маг, волшебник, шаман, политик, борец за права людей и животных. Он пытался расширить пределы искусства, заявляя, что творческий талант — вовсе не удел избранных, а достояние каждого человека. Проводил политические акции и даже преподавал в Дюссельдорфской школе современного искусства, но лишь несколько месяцев — его выгнали, так как он брал в ученики всех, а не только прошедших серьезные экзаменационные испытания. Бойс протестовал против искусства как музейной ценности, выступал за жизнетворчество, за общение художника с обществом, за что прослыл бунтарем, хотя на самом деле был одной из главных икон постмодернизма, определив путь развития современного европейского искусства.
Его творческий путь начался еще в
Натуральные материалы — фирменный знак Бойса, символ исцеления не только тела, но и духа. Своими работами, многие из которых представлены на выставке в ММСИ, художник пытался залечить культурную и социальную рану, которую оставили после себя война и нацизм. На выставке есть и масштабная инсталляция «Конец XX века», сделанная из огромных вытянутых кусков базальта, разбросанных по залу, будто это дело рук какого-то бездумного мифологического гиганта. Есть и видеозапись его знаменитого перформанса «Я люблю Америку, Америка любит меня» (1974), где Бойс, завернутый в кусок войлока, три дня провел один на один с койотом, знаковым для Америки животным. Это был его протест против войны с Вьетнамом. Или «Двойная основа» — скульптурная композиция, в которой Бойс одновременно осуждал и западную частную собственность, и государственный капитализм Востока, считая, что оба они негуманны.
Бойс всегда верил, что преобразовать мир можно только с помощью творчества, в котором процесс созидания важнее, чем результат. Призывал к альтернативе — в политике, творчестве и жизни. Этому, собственно, был посвящен его программный манифест 1978 года, который и дал название выставке в ММСИ. Но все-таки главной задачей Бойса было исцеление общества, поэтому каждое из его произведений — это одновременно амулет и оберег, а его акции — шаманские обряды, призванные вернуть энергию тела и духа.