Хочешь в вуз – заложи квартиру

 Цена кредита – 11–12% годовых. В качестве обеспечения студенту нужно заложить квартиру – свою или родительскую

Зато полученные деньги можно потратить на обучение в России или за рубежом, включая оплату подготовительных курсов (в том числе языковых), приобретение учебных материалов и медицинской страховки, съем жилья и даже транспортные расходы.

 А далее начинается самое сладкое – выбор. И тут студент-заемщик с удивлением узнает, что качественное обучение за рубежом обойдется ему значительно дешевле, чем на родине. Например, в парижской Сорбонне год обучения для иностранца на факультете финансов стоит 5–6 тысяч евро. В московском МГУ год обучения на экономическом факультете обойдется россиянину примерно в 7 тысяч евро. И так по всей Европе, за исключением Великобритании, где высшее образование все-таки пока дороже российского (примерно 12 тысяч фунтов стерлингов – около 550 тысяч руб­лей в год).

Правда, годовое обучение в США – в Гарварде или Стэнфорде – обходится в 60 тысяч долларов. Но и результаты впечатляют: по университетской статистике, в первый же год работы средний выпускник Гарварда зарабатывает около 100 тысяч долларов. Причем путь в умные богачи открыт не только для детей толстосумов, но и простым парням: для особо одаренных абитуриентов в американских университетах существуют гранты на бесплатное обучение.

Теперь о качестве. Увы, в нынешнем году в рейтинге общепризнанного оценщика высшего образования – компании Quacquarelli Symonds (QS World Uni­versity Rankings) наш знаменитый МГУ им. М.В. Ломоносова не вошел даже в сотню лучших университетов мира. В отличие от той же Сорбонны, не говоря уже о Гарварде. Последний раз в первую мировую сотню лучший московский вуз попадал лишь в 2010 году, заняв 93‑е место. А в 2008‑м МГУ откатывался даже на 183-е место. Кузница руководящих кад­ров, Санкт-Петербургский университет в нынешнем году стоит на 253‑м месте, в прошлом году занимал 251-е…

Это не означает, что российская высшая школа так плоха. Компания Quacquarelli Symonds при составлении мирового рейтинга университетов в первую очередь оценивает репутацию вуза в академической среде (это основной критерий), а также в среде работодателей (отношение к выпускникам), цитируемость публикаций сотрудников вуза и т.д. И низкий рейтинг российских университетов частично объясняется их малоизвестностью в Европе и США.

Но с другой стороны, даже российский министр образования Дмитрий Ливанов признает низкое качество преподавания «во всех российских вузах». И уже пообещал провести в их среде «положительную селекцию», отделив хорошие от плохих. С министром согласен и президент Владимир Путин, еще весной потребовавший к нынешнему декабрю провести проверку отечественных вузов и «закрыть неэффективные». А параллельно «разработать план действий по развитию ведущих университетов, повысить их конкурентоспособность на мировом уровне» – чтобы к 2020 году не менее пяти вошли в топ‑100 ведущих мировых университетов.