"РЕКЛАМА - ЭТО ВЕЧНЫЙ КАЙФ"

Владимир Евстафьев - вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России, председатель комиссии экспертов, президент рекламного агентства "ИМА-пресс". Он сравнивает специалистов по рекламе с Пикассо и Дали, считает, что учить надо не только рекламистов, но и рекламодателей.

- Актуален ли для рекламы дефицит кадров?
- В рекламный бизнес приходят весьма внушительные деньги. Их размеры можно сравнить с гостинично-ресторанным комплексом страны. Рекламная индустрия перегрета в темпах своего развития. Мир прирастает сейчас на 2-3% в год. В России ВВП растет на 7%, а реклама - до 25%. То есть этот рынок растет явно быстрее, чем развивается страна. Нам просто не хватает мощностей, людей, которые бы это обслуживали. Настоящих специалистов сейчас несколько десятков на всю страну. Я в серьезных аудиториях спрашиваю: кто величайший рекламист всех времен? Обычно отвечают, что Дэвид Огилви. Но назвать его работы может далеко не каждый.
- Может, стране не нужны спецы с академическими знаниями?
- И Пикассо, и Дали сначала учились рисовать по стандарту Да Винчи, а потом уже выработали свой стиль. Ты не можешь сказать свое слово, если не знаешь, что люди сделали до тебя. Выдающийся рекламист может переломить все правила, чтобы заставить обратить внимание на свою работу. Но чтобы это сделать, надо знать, что это за правила. Повторюсь, таких людей не хватает.
- Где взять людей, что с этим делать?
- Это одна из бед перегретого рынка. Когда рынок выйдет на нормальный уровень, подрастут специалисты. Заработали сейчас вузы, начали готовить людей в области рекламы. И это неудивительно, ведь объем рекламного бизнеса в России перешел рубеж 20 млрд. долларов США в год. Сегодня реклама кормит более миллиона человек в России.
- Почему при таких финансовых вливаниях у нас нет качественной рекламы?
- Ну, хорошая реклама все-таки есть. Однако есть и проблемы. Не хватает не только грамотных рекламных специалистов, дело еще и в рекламодателях. Кто платит, тот и заказывает музыку. И музыку заказывают далеко не всегда самую качественную. Сегодня нужно вести речь и об образовании рекламодателей. Поговорите с любым талантливым творцом. Вам сразу скажут, что хорошие идеи рубят: "Сделай мне попроще". Поэтому часто рождается тухлятина. 23 сентября в рамках проекта "Юбилей рекламы", организатором которого является Ассоциация коммуникационных агентств России, пройдет конференция "Подготовка кадров для рекламной отрасли. Индустриальный заказ". В ней, мы надеемся, будут участвовать министр образования и науки Фурсенко, ректор МГИМО Торкунов и другие.
- Чего вы ждете от этого мероприятия?
- Для меня как человека, входящего в совет крупнейшей индустриальной ассоциации (АКАР), проект представляется хорошей возможностью собрать всех представителей рекламной индустрии на одной площадке. Ведь именно на юбилее у нас, рекламистов, будет возможность встретиться с представителями государственной власти, образования, а также ведущими представителями рекламной индустрии. Здесь мы все вместе обсудим темы, актуальные для отрасли, и наметим пути дальнейшего ее развития.
- Что такое будни рекламиста? Они такие, какими их описал Бегбедер?
- Реклама - это вечный кайф. Менеджер нашего агентства, например, с утра занимается серьезным государственным проектом, а уже днем к нему придет специалист в области печатания денег, а вечером - организатор газодобычи. И этот человек будет с ними со всеми разговаривать на равных. Кстати о Бегбедере. Открою небольшой секрет: он приедет на наш "Юбилей".
- Что требуется, чтобы пойти работать в рекламу?
- Сегодня только в Москве фирм, занимающихся рекламной деятельностью, более 5 тысяч. А помимо этого есть копирайтеры, арт-директоры, дизайнеры, работающие в штате крупных компаний самых разных отраслей. Дефицит такой, что достаточно просто постучаться. Я еще не знаю ни одного рекламщика, искавшего работу, который бы не реализовал свое желание. Даже в тех случаях, когда человек просит невероятно высокое вознаграждение, которого не заслуживает. При этом работают люди, которые имеют любое образование, только не рекламное. Ваш покорный слуга никогда официально рекламе не учился.
- А как обстоят дела с рекламным образованием?
- В этом году российской рекламе исполняется 130 лет. Но многие даже и не знают, с чего все начиналось. Несмотря на то что в советских вузах никогда не существовало такой учебной дисциплины, после возрождения рекламы в России дефицита преподавателей не образовалось. В СССР, стране с однопартийной системой, которая была закреплена в Конституции, в каждом вузе был набор предметов, конкретно направленных на продвижение идеологии марксизма-ленинизма, политэкономии социализма и тому подобного в массы. Преподавали их специалисты высокой квалификации с большим объемом знаний. При этом надо учесть, что навык преподавания очень ценен, потому что далеко не каждый профессионал умеет донести до студентов свои знания без специальной подготовки. Когда в одночасье наша страна стала многопартийной и преподаватели марксизма-ленинизма стали ненужными, их кафедры не закрылись, а перепрофилировались. Они просто сменили таблички: "Маркетинг", "Связи с общественностью", "Реклама". Преподаватели остались при деле: они много что знали о способах донесения информации и умели преподавать. Но, конечно же, не все так гладко, я немного утрирую.
- В чем заключается проблема?
- Дело в том, что ввиду быстрых технических перемен реклама меняется семимильными шагами. Через несколько лет в России рекламную поляну вы не узнаете. Переход будет таким же кардинальным, как и в начале 90-х годов. К 15-му году это будет совсем другая индустрия. Студент университета получает совсем не тот набор знаний, который ему потребуется через пять лет, когда он выпустится. Педагог сегодня не способен так далеко заглянуть вперед. Это вещь объективная, это не вина преподавателя. В лучшем случае мы можем справиться с потребностями сегодняшнего дня. На 130-летии вопросу образования будет посвящен целый день. Рекламная индустрия сама озаботилась этим процессом - ей не хватает кадров. Ведущие рекламные агентства открыли кафедры в МГИМО, в Высшей школе экономики. Самое мощное агентство - АДВ, председатель его совета директоров Дмитрий Коробков возглавил кафедру МГИМО и содержит ее вплоть до закупки оборудования.
- Расскажите, как помимо "Юбилея рекламы" АКАР решает проблему подготовки кадров?
- В этом году Ассоциация коммуникационных агентств России отмечает свое 15-летие. И практически все это время мы принимаем активное участие в развитии профессионального образования в сфере рекламы. Вот уже 12-й год подряд АКАР при поддержке комиссии по профессиональному образованию проводит всероссийскую конференцию заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. Участниками конференции являются заведующие кафедрами и преподаватели рекламных вузов, которые ведут подготовку по специальности "реклама", а также представители рекламных агентств. Здесь мы обсуждаем качество образования выпускников вузов, приходящих в рекламные агентства, и стараемся выработать пути, которые смогут повысить его уровень.
РЕЗЮМЕ "ТРУДА"
Владимир Евстафьев, Вице-президент АКАР, председатель комиссии экспертов, президент РА "ИМА-пресс"
Родился 1 июня 1954 года в Москве
Образование: Московский институт химического машиностроения, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ
Прежние места работы: президент и соучредитель РА "МАКСИМА", директор по развитию нового бизнеса ЗАО "Рекламный Картель"