Да, представьте себе, там есть такой институт, хотя у Южной Кореи, как известно, никаких приполярных территорий нет. Зато интересы в высокоширотных и низкоширотных областях есть. Вот почему корейцы, уже несколько лет подряд арендуя наш научный корабль "Академик М.А. Лаврентьев", принадлежащий Владивостокскому ВНИИ океанологии, совместно с российскими учеными ведут исследовательские работы у северной оконечности Сахалина, примерно в 75 км мористее города Оха. В этом году в рейсе научного судна приняли также участие японский и китайский специалисты. Что привлекло их в области сии? Ответ таков: газогидраты. Возможно, в недалеком будущем - один из мощнейших источников природного газа.
Как рассказал участник экспедиции М.Чудецкий, впервые газогидраты (которые образуются только в очень холодной воде на глубине около одного километра) обнаружили канадские рыбаки, подняв из глубин трал с рыбой. Помимо рыбы, в нем оказалось несколько кусков плотного, испачканного донным илом снега. Кому-то из рыбаков пришло в голову поджечь этот глубоководный снег. И снег загорелся! Потому что газогидраты представляют собой не что иное, как соединение воды с метаном - горючим газом. Газогидраты - полезное ископаемое (если можно так выразиться), о существовании которого человечество еще 10 лет назад и не подозревало, и представляют собой потенциальный мощный источник энергоресурсов. Естественно, что бедная нефтью и углем Корея, а уж тем более Япония, проявляют к ним такой интерес. Проявляет к ним повышенный интерес и Индия, которая делала попытки отыскать их на собственном шельфе, но поскольку воды, омывающие Индию со стороны ли Индийского океана, со стороны ли Тихого, слишком теплы, индийцы переключили свои поиски на районы, которые находятся ближе к Антарктике.
Газогидраты пока являются сплошной загадкой. Ни руководитель российской научной части экспедиции профессор А.И. Обжиров, ни его японский коллега Х.Шоджи, ни их общий покровитель и коллега доктор Я.Джин пока не могут сказать, каковы запасы газогидратов на дне морском. Безопасны ли они? Если температура Мирового океана будет повышаться, породы, содержащие газогидраты, начнут оттаивать, метан выйдет на поверхность, а метан, как известно - парниковый газ. Это будет покруче автомобильных выхлопов! Где наиболее мощные их залежи? А главное - как извлечь их из глубин и заставить служить человечеству?
Последние два вопроса вообще не входят в компетенцию геологов и геоморфологов, из которых в основном и состояла экспедиция. На сей счет ждут нетривиальных решений от представителей высоких технологий. Дело в том, что поднятые на поверхность моря газогидраты очень быстро разлагаются на метан и обыкновенный лед. Потом метан улетучивается, лед тает. Нужно научиться извлекать газ из придонных пород до того, как он улетучится. Что для этого потребуется? Строить подводные фабрики, по которым газ по газопроводам будет отправляться в специальные хранилища? Признаюсь, технически я не так одарен, как хотелось бы. Поэтому предоставим это будущее дело технологам и понаблюдаем, чем занималась профинансированная корейцами экспедиция у наших берегов. В самом общем виде ответ можно сформулировать так: училась отыскивать газогидраты при помощи уже существующих и заново сконструированных приборов. Пока что у корейцев получалось даже хуже, чем у наших. Но можно не сомневаться: когда дело дойдет до добычи, Южная Корея будет оснащена полным арсеналом поисковых и прочих средств, которые она начала опробовать вместе с российскими учеными на судах типа "Академик М.А. Лаврентьев".
Ибо корейцы (как, впрочем, и японцы, и китайцы) смотрят и видят куда дальше, чем наши реформаторы российской науки.