- Давно ли вы, Борис Николаевич, стали поклонником "королевы спорта"?
- 30 с лишним лет назад мне посчастливилось близко познакомиться с олимпийским чемпионом Петром Болотниковым, обаятельнейшим человеком. Он дал мне совет: "Если хочешь сохранить дух оптимизма на всю жизнь, начинай бегать ежедневно!" С тех пор я выхожу на утреннюю пробежку в любое время года, в любую погоду, эти минуты и часы дают мощный заряд энергии. С удовольствием я участвовал и в полумарафонских забегах на призы "Труда". К слову, "Труд" - моя любимая газета на протяжении полувека...
- Ваша юность, говорят, была далеко не сахар.
- Мы жили в поселке на станции "Богоявленская" под Тамбовом. А моего отца Николая Васильевича в 37-м году арестовали, хотя он был простым осмотрщиком железнодорожных составов. Посадили за одну фразу "Живем очень плохо", которую услышал агент-осведомитель. Из-за ареста отца меня в школе не приняли в комсомол. А позднее военкомат не пропустил в военное летное училище - вдруг, мол, улетит за рубеж.
В 56-м я окончил горный институт и по распределению поехал работать на шахту в Куйбышевский угольный трест. Тогда я как горный мастер получал солидную зарплату. Но это продолжалось недолго. Затем меня направили на работу комсоргом шахты, и в итоге я "съехал" на скромный оклад. Зато работа оказалась живая, интересная. Спустя несколько лет меня пригласили в Москву на должность руководителя молодежного туристического бюро "Спутник". Здесь-то мне и удалось пройти серьезную школу организатора - в те годы наш "Спутник" был очень популярен. Он вносил самый большой вклад в бюджет комсомола, а главное, помогал молодежи по-новому увидеть мир.
- А потом вы возглавили Всесоюзный совет спортивных обществ профсоюзов...
- Годы перестройки очень болезненно отразились на сфере спорта. Два основных наших вектора - борьба за оздоровление нации и воспитание олимпийцев - не избежали завихрений, серьезных потерь. Профсоюзные общества лишились многих великолепных баз, тренерских кадров. Ряд олимпийских видов спорта оказались без финансовой поддержки.
Поэтому возрождение спортивных центров пришлось начинать зачастую с нуля. Сегодня мы всюду видим рекламу фитнес-клубов, но они доступны лишь избранным - очень уж дорогие. Здесь лозунги ГТО не звучат, хотя они, по сути, были не так уж плохи.
Жизнь подсказала пути восстановления былого престижа спорта. В стране развиваются массовые пробеги, марафоны, полумарафоны, турниры по мини-футболу, уличному баскетболу. Особенно важно, что возродились спартакиады трудящихся, школьников, молодежные игры. За последние пять лет наша конфедерация спортивных объединений провела международные игры атлетов СНГ в Минске, Киеве, Астане с участием команд 12 стран. Именно эти праздники убеждают, что в свое время спорту вредила в первую очередь междоусобица. Теперь же мы находим друзей во многих странах.
В 2004 году мы готовимся провести Спартакиаду трудящихся России в Москве при поддержке со стороны правительства, Госкомспорта России. Уверен, это будет великолепный праздник.
- Кто из наших великих спортсменов оказал на вас самое большое влияние?
- В свое время, в 69-м году, я побывал на чемпионате мира по хоккею, близко общался там с нашими игроками. Впечатления незабываемые, особенно от Вячеслава Старшинова, Анатолия Фирсова, которые были заводилами в сборной. Выходили на лед, как на сражение. Какие глубокие шрамы появлялись на лице Старшинова после стычек на льду с чехами, шведами... А он снова шел вперед. Большая дружба на многие годы осталась у меня и с другими мастерами хоккея.
- А в личной жизни у вас есть надежный тыл?
- Безусловно. Я счастлив, что многие десятилетия рядом со мной жена, дочь. Теперь растет и внук Юра, студент лингвистического университета.
Особое отношение к родным братьям. Старший - Иван - прошел всю Отечественную войну и закончил ее в звании генерал-майора танковых войск, а младший - Николай - всю жизнь посвятил горному делу, был талантливым преподавателем, но, увы, год назад погиб в турпоходе на реке.
- Вы много поездили по свету. Какие страны произвели наиболее яркое впечатление?
- Во время поездки в Рио-де-Жанейро я поднялся на знаменитую гору, где стоит статуя Христа, и посмотрел в бинокль. Как на ладони тянулись вдали бесконечные пляжи, а на них, сколько видит глаз, тысячи босоногих мальчишек, играющих в футбол! Бразильцы - народ, который поклоняется футболу с младенчества, в этом сила и сборной Бразилии.
- Говорят, у вас проявился большой интерес к научным исследованиям.
- Действительно, я защитил диссертацию по проблемам массового спорта. В последние годы тесно сотрудничаю с академиками Константином Судаковым, Георгием Гладышевым, людьми, сделавшими очень много для нашей науки. При их содействии мы создали Международную академию творчества, в которой наряду с учеными работают и наши знаменитые тренеры, спортсмены. Надеюсь. что наш научный поиск даст реальные плоды и для олимпийского движения, и для массового спорта.