ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ КРАСНОЯРСКА

Красноярцы, как и москвичи, отмечали в прошедшие выходные День города. Одному из крупнейших индустриальных, научных, культурных и спортивных центров страны исполнилось 375 лет.

"На Яру, место угоже, высоко и красно", - писал в 1623 году боярский сын Андрей Дубенский, посланный енисейским воеводой Яковом Хрипуновым искать удобное место для строительства крепости-острога в междуречье Качи и Енисея. "В Качинской землице вверх по Енисею на Красном Яру поставить острог", - распорядился царь Алексей Михайлович, и уже в августе 1628 года строительство малого острога, который впоследствии стал городом Красноярском, было завершено.
Первое население составляли "четыре человека атаманов да четыреста человек казаков". Сегодня Красноярск - крупнейший сибирский город, промышленный, транспортный и культурный центр. По данным на 1 января 2000 года, его население составило 875,5 тысячи человек. В самом городе насчитывается более 120 крупных и средних предприятий. Основными отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, стройиндустрия и энергетика.
Как и большинство российских городов, Красноярск, да и сам край, тяжело пережили кризисы последних 10-15 лет нашей истории. В результате непродуманных реформ десятки предприятий города "легли на бок", многие из них так и не сумели подняться. Количество только зарегистрированных безработных в 1999 году составляло свыше 5 тысяч человек. Особенно непростое положение в прошлые годы складывалось на предприятиях соцкультбыта. Выборочное развитие ряда отраслей, таких, как черная и цветная металлургия, нефтехимия, привело к осложнению экологической обстановки в городе и прилегающих к нему районах. Из города и края методично вывозились ценнейшие ресурсы. Например, алюминий. При этом налоговые поступления от предприятий в результате хитроумных финансовых операций не покрывали потребностей даже на самые необходимые нужды города. Преступные группировки скупали пакеты акций предприятий, проводили своих представителей в местные властные структуры. Социальная и экономическая инфраструктура неуклонно дряхлела, что приводило к периодическим отключениям электричества, авариям, катастрофам. Кредиторская задолженность в крае достигла 11 млрд. рублей.
После прихода в кабинет губернатора генерала Александра Лебедя на властных этажах пришло, наконец, осознание, что так жить нельзя. Однако произвести коренные перемены в городе и крае Лебедю не удалось - помешала его трагическая гибель летом 2002 года.
Новый губернатор Александр Хлопонин, которому нет еще и сорока, проявил себя и как осторожный политик, предпочитающий не делать резких движений, и как практичный управленец, не чурающийся непопулярных мер.
Команда Хлопонина начала деятельность с разработки антикризисной программы, которая была детально рассмотрена на заседании Законодательного собрания края.
С тех пор прошло несколько месяцев и, понятно, что за это время можно было лишь "расчистить площадку". Однако и то, что уже можно записать в актив, наводит на мысль, что Красноярск становится полигоном проведения непростых реформ.
Вот лишь один пример: к концу 2003 года в городе будет закончен переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг. Этому решению предшествовали политические баталии в областном и городском парламентах. Люди все-таки поняли, что других вариантов решить застарелые проблемы не существует. Хлопонин же взял на себя ответственность и убедил в необходимости реформ. А как по-другому можно что-то изменить, если на 1 января 2001 года 60 процентов муниципального жилищного фонда имели износ от 40 до 65 процентов.
Реформа ЖКХ по Хлопонину предполагает создание системы, когда будет осуществлен переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства. Причем за счет увеличения тарифов для населения, но до экономически обоснованного уровня, в соответствии с реальными доходами населения . Материально необеспеченная часть населения на оплату жилищных услуг будет получать дотации.
Вообще командой Хлопонина проведена большая работа практически во всех секторах экономики края.
Прежде всего - это совершенствование исполнения бюджета. Продолжится развитие казначейской системы расчетов: уже подготовлена соответствующая программа, потрачены средства на закупку информационного обеспечения. В 2004 году эта программа будет внедрена. Она позволит сэкономить 10-12 процентов бюджетных средств только за счет того, что их целевое использование на территориях можно мгновенно проконтролировать нажатием клавиши на клавиатуре компьютера.
Еще одна задача - обеспечить эффективность расходования бюджетных средств. При анализе выяснилось, что многие потребительские услуги могут быть гораздо дешевле. Здесь власти намерены ввести систему госзаказа, например, посчитать норму отпуска лекарств, цены на них, провести открытые тендеры на их закупку. Пока же все тендеры в крае "расписаны" - за этим стоят чьи-то интересы, что порождает коррупцию.
Следующая задача - увеличение доходной части бюджета. Это нельзя сделать одним росчерком пера. Оборот малого и среднего бизнеса оценивается в крае примерно в 140 миллиардов рублей, а легально имеется только 25 миллиардов.
Особый пункт - выстраивание отношений с крупными финансово-промышленными группами, которым законодательство сегодня позволяет уводить налоги с территорий. Как считает губернатор, у него достаточно административного ресурса, чтобы вести по этому вопросу переговоры с ФПГ, "объяснять им свою позицию, договариваться с ними".
Очень перспективна и выгодна для края лесная отрасль, здесь много серьезных инвестиционных проектов. Также перспективны разработка новых месторождений и развитие новых технологий, которые позволят сделать конкурентоспособным перерабатываемое сырье.
В условиях затяжного финансово-экономического кризиса 90-х годов в городе шло обострение социальных проблем: ухудшалось здоровье населения, падал уровень жизни, не работала в целом система социального обеспечения.
Сейчас положение начинает улучшаться, в городе и крае разработаны и внедряются программы, направленные на улучшение социально-экономического климата в регионе. Определены приоритетные направления социальной политики на 2001-2005 годы, среди которых - социальная поддержка граждан и семей, нуждающихся в помощи на основе дифференцированного подхода, содействие занятости населения.
Для поддержки остро нуждающихся граждан и их семей в 2001-2005 годах будет развиваться система предоставления адресной социальной помощи.
С приходом Хлопонина край стал привлекательным объектом для инвестиций. На территории города работает около 30 крупных компаний с участием иностранного капитала: из Австрии, Швейцарии, Германии, США.
Позитивный взгляд красноярцев на дальнейшую судьбу своего города основан и на том, что у Красноярска есть ощутимые возможности для развития. Новый этап в его истории обещает быть плодотворным.