БЕНЗИНОВЫЙ ПИСТОЛЕТ ВЫСТРЕЛИЛ

Объективных причин для этого, собственно, и нет: мировые цены на нефть в последние две недели СНИЗИЛИСЬ НА ДВА С ЛИШНИМ ДОЛЛАРА ЗА БАРРЕЛЬ, а в США, например, крупнейшем в мире потребителе бензина и солярки, цены на них к концу лета снизились в среднем на 9 процентов. Но наш рынок живет по своим загадочным правилам. Нефтяные компании в начале сентября объявили О ПОВЫШЕНИИ ЦЕН НА НЕФТЬ НА 13,5 ПРОЦЕНТА. Значит, нужно ждать подорожания горючего. Оптовые цены на бензин только за первую декаду сентября поднялись на 6 - 8 процентов. А следом очередь дошла до розницы.

В Санкт-Петербурге подорожание уже началось, к концу месяца эксперты обещают здесь рост цен на 30 - 80 копеек за литр, в зависимости от марки. В Москве ценники, видимо, начнут менять со дня на день, но итоговое подорожание ожидается поболее - до 1 рубля за литр. Во всяком случае, в Московской топливной ассоциации (МТА) прогнозируют, что уже до конца текущей недели высокооктановые марки бензинов подорожают на 70 - 80 копеек, а низкооктановые и дизельное топливо - приблизительно на 50 копеек за литр. В большинстве остальных российских регионов можно ждать подъема цен до уровня чуть ниже этой "вилки".
Почему это происходит? В Российском топливном союзе объясняют подорожание обычным сезонным фактором - мол, осенью цены на бензин в России регулярно идут вверх. Меж тем "пик" спроса на моторное топливо уже позади: уборочная страда заканчивается, летние отпускные путешествия и ежедневные поездки на дачу тоже пошли на убыль. Не выдерживают критики и ссылки на новую форму сбора акциза - ведь сам размер этого налога на хозяев бензоколонок не менялся с января. А цены на моторное топливо в течение года росли достаточно быстро: в январе - на 5,2 процента, в феврале - на 2,7 процента, в марте - на 1,3 процента, в июле - еще на 0,7 процента, в августе - на 1,2 процента. В итоге, общее подорожание за минувшие 8 месяцев уже превзошло запланированные правительством показатели годовой инфляции. Но, видимо, нефтебаронам и этого мало.
То есть, по-моему, можно говорить о новом ценовом сговоре между основными игроками на российском рынке - крупнейшими нефтепроизводителями и нефтепереработчиками, вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Поймать за руку их на этом деле трудно. Но остается открытым вопрос: почему же власти до сих пор не научились умерять аппетиты владельцев ТЭКа экономическими методами?
Кстати, эксперты Русского топливного агентства утверждают, что сегодня основные нефтеперерабатывающие заводы Европейской части России больше половины своей продукции (!) поставляют на зарубежные рынки. Следовательно, могут не опасаться затоваривания и смело задирать цены на "остатки" на внутреннем российском бензиновом рынке. А ведь наша исполнительная власть вправе жестко регулировать эти экспортные потоки, отстаивая интересы российских потребителей. Да и основная экспортная труба, по которой наше топливо так резво утекает за рубеж, принадлежит государственной же компании "Транснефтепродукт". А вот - поди ж ты... Ну не сговор ли? Против "своих".
Остается добавить, что прогнозы на октябрь тоже неутешительны: цены на моторное топливо, скорее всего, продолжат рост, хотя и более низкими темпами. Только в ноябре оптимистически настроенные эксперты обещают не только "остановку", но даже некоторое удешевление бензина и солярки. В последнее труднее всего поверить.