Появившись в конце прошлого века, порода кошек невская маскарадная практически сразу стала попадать в рейтинги популярных кошек. Характер — нордический, красота — неописуемая — так говорят о своих питомцах владельцы.
Гордость российских заводчиков появилась в городе на Неве (отсюда и название) и считается аборигенной породой. Невские маскарадные коты — плод любви сибирской и сиамской пород. От сибиряков им достался крепкий корпус и густая шерсть, а от сиамцев — подпалины на лапах и хвосте, темная маска на морде и голубые глаза.
Вообще это одна из первых пород, выведенных в нашей стране. В отличие от многовековой истории российского собаководства, фелинология — наука молодая. Только в 80-х годах прошлого века в России стали проводиться выставки кошек. Примерно в это же время появились и клубы любителей разных пород. Примечательно, что невская маскарадная была представлена в Северной столице на первой в нашей стране выставке кошек зимой 1988 года. Инициаторами дальнейшего разведения этой породы стали селекционеры ленинградского клуба «Котофей» под руководством эксперта международной категории Ольги Мироновой. А затем селекционная работа по улучшению породных качеств была продолжена и в столичных клубах. В итоге в 1990 году невскую маскарадную как отдельную породу признала Международная фелинологическая ассоциация, а в 1992-м — Всемирная федерация кошек. Тем не менее до сих пор некоторые фелинологические организации (WCF, TICA, CFA, Assoluх) стандартизируют ее как сибирскую кошку окраса колор-пойнт (в переводе с англ. — «цветное пятно»). Любопытно, что котята этой породы рождаются чисто белыми, а фирменные темные пятна появляются в течение первых недель. Если же пойнты не проявятся, помет будет считаться нечистопородным, что удешевит стоимость котенка в 2-3 раза. Средняя цена в зависимости от региона и класса животного колеблется от 12 до 30 тысяч рублей и дороже.
Невских маскарадных кошек относят к группе животных-компаньонов. У них устойчивая психика, они ненавязчивы и неплохо уживаются с другими животными. Но только не с мелкими — на грызунов и попугаев могут поохотиться. Неплохо ладят с детьми. Могут очень долго не выпускать когти, если их донимают, но всему есть предел. В стрессовой ситуации или при неаккуратном о-бращении они умеют за себя постоять. Питомцы легко привыкают к новому месту, быстро приучаются к лотку, отзываются на кличку. Также у них хорошо развит интеллект. Они быстро просчитывают ситуацию и адекватно р-еагируют — можно даже сказать, понимают человека без слов. Хорошо поддаются дрессировке. Некоторые особо талантливые могут даже приносить мячики и подавать лапу.
Недавнее исследование финских ученых показало, что невская маскарадная — еще и одна из самых чистоплотных пород. Хотя за длинной трехслойной шерстью им все-таки лучше помочь ухаживать, чтобы не допустить образования колтунов. В обычное время специалисты советуют вычесывать питомца дважды в неделю, а в период линьки — ежедневно. Обновление шерсти идет практически круглый год. Невские маскарадные кошки довольно сильно линяют в феврале — апреле и в сентябре — ноябре.
Правильный уход также невозможен без сбалансированного рациона кормления. Вопросы питания, безусловно, лучше обсудить с заводчиком и придерживаться уже разработанной им схемы. Любые изменения в привычное меню нужно вводить постепенно, это как с прикормом для детей. Если заводчик рекомендует сухие корма, то лучше не экономить и выбрать продукцию хорошего качества. Сторонникам «натуралки» важно помнить, что еда со стола невской маскарадной кошке точно не подойдет — сразу ухудшится состояние шерсти. Кроме того, их нельзя кормить свининой, лучше предложить говядину, курятину, телятину, крольчатину, которые должны составлять 80-85% рациона. Можно побаловать и рыбой, но не чаще одного раза в неделю, причем давать морскую. Ее обязательно нужно отварить, чтобы защитить питомца от паразитов, и удалить все кости. При натуральном кормлении нужно также добавлять витаминно-минеральные комплексы.
Подобно многим аборигенным породам, невские маскарадные редко болеют. Эти кошки являются долгожителями среди своих сородичей — в среднем они живут 15-18 лет.