Маэстро, урежьте же марш!

ФССП обязала Мариинку сохранить дом Лермонтова

Уникальный случай в истории отечественной оперы и балета. Прославленный Мариинский театр будет принужден Федеральной службой судебных приставов к сохранению дома Лермонтова.

«Реставрация дома Лермонтова на Садовой улице может начаться уже осенью», — со сдержанным оптимизмом сообщает издание Смольного «Петербургский дневник». В здании, где после ремонта разместятся сотрудники Мариинского театра, есть условия для создания музея-квартиры Михаила Лермонтова. Помещение площадью 250 кв. метров на втором этаже планируется отвести под музей великого поэта и писателя. В него ведет парадная лестница, которую вместе с помещением после проведения работ должны передать музею. Попасть в него можно будет через отдельный вход со стороны Садовой улицы...

«Все хорошо, прекрасная маркиза?» Не совсем. Дальше издание сообщает, что на самом деле до начала работ далеко: проект реконструкции дома на Садовой, 61 даже не поступил на государственную экспертизу. Интересно, что правительство Петербурга ждет эту самую проектную документацию на согласование: с 2018 года. Разговоры в Смольном о том, что дом-памятник закреплен на праве оперативного пользования за Мариинским театром, идут аж с 2014-го. Само здание признано аварийным и расселено в 2010 году, о чем «Труд» не раз писал.

Дом, в котором Лермонтов жил в 1836-1837 годах — это единственное место, сохранившее черты тех времен, когда поэт снимал здесь квартиру. Остальные петербургские памятники, связанные с именем Михаила Юрьевича, либо переделаны до неузнаваемости, либо уничтожены. А в доме на Садовой сохранились планировка квартиры и капитальные стены первых трех этажей (в XIX веке оно было трехэтажным). Здесь написаны «Смерть поэта», «Бородино», «Демон», «Княгиня Лиговская», «Маскарад» — шедевры русской литературы на все времена. Здесь Лермонтов был арестован 20 февраля 1837 года по делу «о непозволительных стихах», отсюда он был выслан на Кавказ — уже знаменитым поэтом, преемником Пушкина. Спустя четыре года 26-летний Лермонтов погиб на дуэли.

Долгое время аварийный дом на Садовой был брошен на произвол судьбы, время от времени там орудовали мародеры. Если бы не градозащитники, которые много лет пытаются привлечь внимание к печальной судьбе памятника, здесь уже ничего бы не уцелело.

Мариинский театр не спешил вступить в права хозяина здания, ссылаясь на долгий процесс передачи городского имущества. «Труд» писал об этом 13 ноября 2015 года.

Год спустя, в октябре 2016-го, мне удалось уточнить у руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, когда же будет открыт музей Лермонтова на вверенном ему объекте культурного наследия. «Будем трудиться! — сказал маэстро в ответ на вопрос о судьбе лермонтовского дома, — мы вам это обещаем. Я сам поклонник творчества великих русских поэтов и не в меньшей степени, чем читатели «Труда», заинтересован в том, чтобы память о Лермонтове жила, в том числе благодаря музею-квартире, который будет очень бережно и любовно восстановлен. Будем стараться сделать что-то достойное как имени Лермонтова, так и репутации Мариинского театра. И средства найдем вместе с городом. У меня есть договоренность об этом с губернатором. Есть формальности, которые нельзя обойти. Давайте мы с вами поговорим об этом через несколько месяцев, думаю, там будет прогресс».

Художественный руководитель Мариинского театра уточнил, что подробности о создании петербургского музея Лермонтова сможет сообщить в декабре. Напомню, это было в октябре 2016 года: Много воды утекло с тех пор. Работы на памятнике не начаты. В ноябре 2018-го Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) через суд обязал Мариинский театр разработать проект по сохранению дома Лермонтова, однако к 2022 году этого так и не произошло. Срок исковых требований — три года со дня вступления решения суда в законную силу — истек, исполнительный лист направлен в Службу судебных приставов. Как сказали в КГИОП, «для принудительного исполнения решения суда».

А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...

Кстати

Лермонтов любил музыку. Необыкновенно одаренный, он сам играл на гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано. В письмах к кузине Михаил Юрьевич писал, что хорошо бы поэтам над словами ставить нотные знаки, дабы чтецы точно попадали в интонацию. Многие его стихи стали народными песнями. Известно, что музыку к «Казачьей песне» сочинил сам поэт.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его поэзия стала источником оперного, симфонического и романсового творчества. Композиторы охотно отзываясь на мелодичность, напевность поэзии Лермонтова. Рубинштейн написал три оперы; Глазунов — музыку к спектаклю «Маскарад»; Балакирев — симфоническую поэму «Тамара». Поддались обаянию его лирики Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Чайковский... По меньшей мере 55 стихотворений Лермонтова стали романсами. Полина Виардо пела эти романсы по всей Европе. Несколько западных композиторов включая Листа вслед за Балакиревым могли сказать: «Я дышу Лермонтовым».

А вот Мариинский театр долгие годы демонстрирует полное пренебрежение к памяти великого русского поэта. Почему?