Частная американская компания Moon Express собралась уже в 2017 году сажать на Луну свой зонд. «Роскосмос» переносит полет станции «Луна-Глоб» в пятый раз…
Две разнонаправленные информации о предстоящих запусках на Луну американского и российского автоматических космических аппаратов оказались на днях в сводке новостей рядом, что лишь усиливало контраст. В первом сообщении со ссылкой на ТАСС говорилось о том, что Российская академия наук (РАН) направила в госкорпорацию «Роскосмос» убедительную просьбу не откладывать полет к Селене посадочной станции «Луна-Глоб» с 2019-го на 2020 год. Понятно, пятый перенос сроков будет иметь весьма негативные последствия, неблагоприятно скажется на развитии международного сотрудничества.
Вопрос же о возможном очередном сдвиге лунной миссии на более поздний срок возник три недели назад в связи с июльским письмом Минфина о проектируемом сокращении бюджетных ассигнований в следующем году на шесть с лишним миллиардов рублей, а в ближайшие три года — на 40 млрд. Ученые предпринимают отчаянные попытки отразить атаки на лунный проект. Удастся ли?
Вторая новость касается частной американской компании Moon Express, которая после многомесячных согласований с различными федеральными ведомствами получила разрешение правительства США осуществить посадку зонда на Луну уже в следующем, 2017 году. Впервые в истории космических полетов частное предприятие отправит свой аппарат за пределы околоземной орбиты. Эту компанию, в которой всего лишь 25 сотрудников (в основном молодые, талантливые, с высокой квалификацией), создали три энтузиаста: канадец, экс-директор космического подразделения большой компании Роберт Ричардс, богатый бизнесмен из Индии Навин Джайн и работавший ранее в НАСА Барни Пелл. Это было шесть лет назад. А всего через год, в июне 2011-го, был проведен испытательный полет прототипа лунного посадочного модуля, разработанного в сотрудничестве с НАСА.
И вот новый, весьма амбициозный проект. На создание зонда и полет на Луну, по предварительным оценкам, потребуется небольшая по космическим меркам сумма — менее 50 млн долларов. В дальнейшем полет на Луну будет стоить около 10 млн. Завидная эффективность. Для вывода на околоземную орбиту будут использованы дешевые ракеты «Электрон» новозеландско-американской компании Rocket Lab. Уменьшенный вариант штатного посадочного аппарата размером с чемодан, оснащенный научным оборудованием, камерами, передатчиком, будет работать на Луне в течение двух недель. Возвращение на Землю не планируется. Долгосрочной целью Роберта Ричардса и его коллег является добыча с помощью автоматов на Луне ценных материалов — диспрозия, иттрия, ниобия, платины... Так будет открыта новая страница в освоении Селены.
Две краткие информации, случайно оказавшиеся рядом на новостной ленте, ярко высвечивают кардинальные различия в подходах к освоению космического пространства в нашей стране и в США. Когда-то мы были лидерами в этой области. Сегодня уступаем одну позицию за другой. Это очень обидно. Вот еще одно свежее сообщение: НАСА подтверждает, что через пять лет, в 2021 году, будет запущен аппарат для полета к астероиду, а высадка астронавтов запланирована на 2026-й. Скорее всего, используют сверхтяжелую ракету, двигатель для которой уже прошел недавно успешное огневое испытание.
А где наши успехи? В переносе сроков? Я обратился в «Роскосмос» с просьбой прокомментировать ситуацию. Мне ответили лаконично: «Ранее журналистам уже было сообщено, что все работы по проекту «Луна-Глоб» выполняются в соответствии с заданиями и технической документацией. Добавить к этому нечего». Однако на самом деле сказанное — просто отговорка. Ибо ученых волнует совсем другое: как достучаться до «Роскосмоса», чтобы сроки лунной миссии не переносились еще на год? Господа космические начальники, внесите, пожалуйста, ясность. Нет ответа...
Мне могут сказать: ну при чем здесь «Роскосмос»? Деньги-то срезают «сверху», вот и все дела. И это не вина, а беда госкорпорации. Не могу с такой постановкой вопроса согласиться. Уверен, руководителям «Роскосмоса» надо не брать под козырек, а, не боясь за свое кресло, жестко отстаивать интересы дела — в Минфине, правительстве, в администрации президента. Космонавтика — особая отрасль: здесь если отстанешь, то надолго, если не навсегда...