После того как от нашей западной границы были развернуты обратно в Европу фуры, забитые сырами, яблоками и йогуртами, в Брюсселе зачесали в затылке. А многие политики и аграрии, чей труд может пойти коту под хвост, и вовсе перешли с дипломатического на матерный.
Лидер ультраправой Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе, ведущий борьбу за пост мэра Вены, заявил о бессмысленности санкций против России. «Всего лишь через пару дней после вступления в силу санкции уже нанесли ущерб нашему сельскому хозяйству. ЕС ломает голову, как уменьшить его последствия. Вместо того чтобы приглашать РФ к диалогу, они тянут наше сельское хозяйство в пропасть». Штрахе уверен: необходимо срочно отменить санкции и вернуться к дипломатическим средствам, ибо «методы холодной войны неприменимы в решении конфликта в XXI веке».
Обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум считает, что в ответ на санкции Россия нанесла удар по глобализации: мол, русские пошли против выгод международного разделения труда в угоду политическим амбициям. При этом не уточнив, кто именно первым обрушил взаимовыгодные торговые обмены.
Президент Франсуа Олланд срочно принял в Елисейском дворце главу Федерации профсоюзов сельхозпроизводителей Франции Ксавье Белина, пребывающего в шоке от российского эмбарго. Пообещав французскому фермерству просить у ЕС компенсации ущерба, Олланд отметил, что остается в контакте не только с европартнерами, но и с Путиным. Подсластил ли Олланд пилюлю? Вряд ли — если все ограничится только словами.
Впрочем, дело не только в фермерах. Замораживание отношений с Россией грозит обернуться неприятностями для Запада в самых разных сферах. Аналитик France Info Фредерик Бениада припомнил попытку Еврокомиссии ввести налог на выхлопы российских самолетов. Тогда она наткнулась на жесткую готовность Москвы перекрыть свое пространство для пролетов в Азию. Страшный удар, подсчитал Бениада, в таком случае придется на тандем Air France — KLM, осуществляющий 250 полетов в неделю по этому маршруту. Лететь через Северный полюс несоразмерно долго и дорого, а летать над зонами боев на Ближнем Востоке с воюющими Ираком, Израилем и Сирией — опасно. Европейские перевозчики, дышащие на ладан, могут просто разориться...
Тем временем Boeing и United Technologies запасают титановые детали. Как сообщает The Wall Street Journal, они закупают значительную часть титана у «дочки» «Ростеха» и Boeing — компании «Ависма», крупнейшего в мире производителя титана. На восемь месяцев сырья хватит, а что дальше, пока непонятно.
А журнал Time усматривает возможность ответных мер РФ против Запада в форме дипломатического маневра, срывающего усилия «шестерки» в иранском ядерном досье. Россия присоединилась к эмбарго Запада против Тегерана, подтолкнув последний к поиску компромисса с мировым сообществом. «Теперь Путин может выйти из единого фронта, не желая стать заменой Тегерана в роли изгоя». Тут уместно вспомнить и про недавнее соглашение о приобретении Россией иранской нефти в обмен на бурильные технологии. «В то время как запрет на импорт продуктов бьет по западным экспортерам, главным театром ответных действий Путина, вероятно, останутся иранские ядерные переговоры. При этом аятолла, кажется, на его стороне», — подытоживает Time.