Зачем России бегуны из Африки?

Главный тренер сборной России Валентин Маслаков – о новых тенденциях в легкой атлетике

В «Лужниках» продолжается чемпионат мира по легкой атлетике. Корреспондент «Труда» побеседовал с наставником нашей сборной Валентином Маслаковым. И разговор зашел не только о мировом первенстве, но и о ряде других острых тем.

– Валентин Михайлович, сейчас имеет место множество дискуссий на тему популярности легкой атлетики в нашей стране. И в этой связи странно звучит заголовок из интервью с вами: «Наш зритель не отличит Исинбаеву от Болта».

– В газете исказили мои слова. Я имел в виду следующее: если Болт пробежит 100 метров за 9,70 секунды или Исинбаева прыгнет на 5,80 метра, для нашего телезрителя особой разницы не будет. Я имел в виду восприятие уровня результатов у лидеров мировой легкой атлетики. То есть насколько они будут далеки от мировых рекордов в этих дисциплинах.

– Любители легкой атлетики опасаются, что лидеры нашей сборной, выступавшие на Универсиаде, не смогут выйти на второй пик формы в этом сезоне. Потому заинтересовала и другая ваша фраза: «Нам сказали, что надо выступить на Универсиаде».

– Эти слова также были немного искажены. Мне как главному тренеру сборной никто ничего подобного не говорил. У меня есть свое мнение: национальная сборная и студенческая – это разные команды. Но если у нас в главной сборной страны есть много студентов и все они сами хотели выступить на Универсиаде, то зачем я буду им это запрещать? Тем более неплохой оказалась материальная составляющая поощрения за победу. Спортсмены и сами хотели заработать.

– Данные о призовых очень разнятся. Но чаще всего звучала сумма 100 тысяч рублей…

– По моей информации, больше: 180 тысяч рублей. Но дело не только в деньгах – сам факт титула победителя Универсиады я считаю очень почетным.

– Но в спорте высших достижений сложно добиться двух пиков формы в течение одного сезона.

– Поймите: я не имел права запретить легкоатлетам сборной России ехать в Казань. Было бы глупо становиться в позу и препятствовать этому. Насколько мне известно, ни одна из легкоатлетических федераций мира не ограничивала желание своих спортсменов участвовать на Универсиаде.

– Давайте поговорим об организации чемпионата мира. Я беседовал со многими нашими чемпионами еще перед форумом. Они всем довольны, за исключением того, что после разминки приходится до места старта идти 150 метров по бетону в шиповках.

– Я этот вопрос уже поднимал и высказывал неоднократно. И меня же за это упрекали потом: «Ну сколько можно об одном и том же?! Все об этом знают. И должны все как надо сделать». Да, все знают, но явное упущение налицо. Так что я буду и дальше громко высказывать недовольство, пока не смогу убедиться сам, что в этом плане все стало нормально.

– Уже озвучен размер премии: 100 тысяч долларов за мировой рекорд. Эти суммы будут браться из призового фонда?

– Нет, призовой фонд для победителей и спортсменов, занявших первые восемь мест, – это отдельная история. А премии на мировые рекорды будут выделяться от ИААФ, и к оргкомитету чемпионата мира они отношения не имеют. Так что пусть бьют на здоровье мировые рекорды – призовых на всех хватит.

– А вообще 100 тысяч для такой звезды, как Болт, не маловато ли? Может, он поэтому рекорд не побил?

– Мировые рекорды, где бы они ни устанавливались, имеют стандартную расценку – 100 тысяч долларов. И в Москве у Болта был отличный шанс установить рекорд. Беговая дорожка в «Лужниках» очень качественная, но, видимо, что-то у Усейна не получилось.

– Но все же не все настроены оптимистично по поводу качества покрытия. Прыгун в высоту Александр Шустов и некоторые другие наши лидеры сборной жаловались на него.

– Сборная России тренировалась на основной арене «Лужников». И в основном все были довольны этим покрытием. К нему просто надо привыкнуть, адаптироваться.

– Разве ИААФ или какие-то другие организации не лимитируют присутствие атлетов на месте будущих соревнований?

– Нет. И подобной возможностью спортсмены принимающей страны всегда пользуются. Хотя на тренировки приезжают не когда захотят, а по соответствующей заявке.

– Насколько важно бегунам из Ямайки, США и другим заокеанским звездам адаптироваться к нашему климату и нашему часовому поясу?

– Все спортсмены из дальних стран приехали к нам заранее. Ямайка и Багамы прибыли для акклиматизации раньше других. Но многие заокеанские спортсмены уже давно тренируются в Европе, много раз уже соревновались там. И для переезда в Москву, например, из Германии или Финляндии дополнительной акклиматизации им не требовалось. Кстати, они уже заявляли, что довольны всеми условиями – питанием, проживанием, транспортной и прочими инфраструктурами Москвы.

– Не тревожит ли вас ситуация в традиционно успешной для нас дисциплине – прыжках в высоту среди мужчин?

– Я продолжаю верить в наших парней. Особенно в Ивана Ухова. Несмотря на то что в нынешнем сезоне он не показывал результатов, достойных его уровня.

– Ваша вера в Ухова основывается на его прошлогодних успехах?

– Не только прошлогодних, а на его стабильно высоком уровне в течение последних лет. Я не верю в прыгунов, которые неожиданно «выстреливают» – им еще придется доказать свой стабильно высокий уровень. Но немногим это удается. А Ивану я верю: он подведет себя наилучшим образом именно к главному старту сезона.

– Во многих дисциплинах бега на выносливость на этом чемпионате вообще не будет представителей сборной России – они не выполнили норматив. Планируете ли натурализовать африканцев, которые оккупировали все верхние строчки мировых рейтингов?

– Предварительная договоренность уже есть. Россия осталась одной из немногих крупных легкоатлетических держав, которая еще ни одного легкоатлета не натурализовала. Но этот процесс – вполне естественный, и африканские стайеры могут появиться в сборной России. Уже достигнуто соглашение с казанским университетом – они поддержали эту идею, которая исходила от нашей легкоатлетической федерации.

– Вы много лет были не спортивным чиновником, а успешным тренером. Кто из ваших личных учеников сейчас выступит на чемпионате мира?

– Четверо. Олимпийская чемпионка плюс призер трех Олимпиад Юлия Гущина. Победительница недавно завершившегося чемпионата России в беге на 400 метров Ксения Задорина. Призер этого же чемпионата, чемпионка Европы Ксения Вдовина-Рыжова. Еще молодая Елизавета Савлинис. Очень хорошо, что и у нас в сборной, и лично у меня в группе присутствует такой сплав молодости и опыта. И я всегда, при любых условиях хочу продолжать работать как тренер-практик. А еще хочу пожелать нашим легкоатлетам удачи по ходу чемпионата мира. Хотя у нас индивидуальный вид спорта и не относится к игровым, тем не менее фактор удачи – очень весомый. Можно быть выдающимся спортсменом, но без этого компонента так и не добиться великих побед.