Александр Баширов сейчас снимается в фильме Сергея Соловьева «Елизавета и Клодель», где играет русского революционера Кацмана-Котоярского, а в фильме «Чапаев» Виктора Тихомирова — персонажа по прозвищу Дядя. Корреспондент «Труда» встретилась с актером в Выборге на фестивале нового российского кино «Окно в Европу», где показывается фильм Олега Флянгольца «Безразличие» с Башировым в одной из главных ролей.
— Вас называют мастером скандала, но не бытового, а с элементами клоунады. Да и снимаетесь вы у режиссеров необычных, можно сказать, культовых. Специально стараетесь удивить?
— Чем больше публика становится потребителем, тем больше ей нравится любая извращенная гадость. Поэтому я наслаждаюсь тем, о чем вы так сильно печетесь. Да, я выпиваю с утра шампанское, и журналисты об этом пишут, хотя какой здесь информационный повод? Если бы я устроил публичную оргию и участвовал в ней, тогда другое дело. Меня волнует сама поэтика происходящего в форме юродства. Когда Петр I запретил в России юродство, то, по наблюдению Михаила Бахтина, эта силовая мера сформировала в обществе абсолютное ханжество и даже изменила русскую самобытность. В том смысле, что моральная категория
— В многосерийном фильме Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание» вы играете Ивана Балакирева — шута императора. Императрица Анна Иоанновна вернула его из ссылки — значит, женщинам нужны клоуны?
— Вот именно. Только до русских женщин это поздно доходит.
— Ну как сказать… Режиссер Станислав Говорухин одним из лучших фильмов последних лет называет картину Оксаны Бычковой «Питер FM». При этом он категорически не принимает артхаусные картины
— Оксана Бычкова мне тоже симпатична. Стабильность, целеустремленность, верность мною уважаемы. Но герои в жизни — самая тяжелая история. Русская актерская школа отличается тем, что у нас игра происходит через переживание. А я, как известно, учился актерскому мастерству в Америке, и мне есть с чем сравнивать. Русская система для меня более действенна, потому что идет через сердце, через кожу, через нервы. Это ощущение жизни хорошо передает Виктор Ерофеев в поэме «Москва -Петушки», которую я хочу экранизировать. Будущее вообще за Россией, за нашим искусством, потому что мы абсолютно отчаянно стараемся изменить это небо и землю. Снимите кожу с себя, откройте нервы — и выражайте поэтически свое страдание. Единственно возможная форма для русского художника — показывать страдания, и только через них он достигает всемирности. Мы, русские, отвечаем за весь мир.
— Можно об этом подробнее?
— Мы гарантируем, что всех сделаем счастливыми, причем за свой счет. Коммунизм — самая идеальная форма счастья, только вот что из этого получилось? Гнилой капитализм прет из каждого, причем конкретно. Люди, да сохраняйте же, сохраняйте достоинство!
— Как вы оцениваете свою карьеру в кино?
— Мрак. 92 фильма, в которых я участвовал, — про воров, убийц, маньяков. Когда стою с российским паспортом на литовской границе и меня пытают люди в форме, то в ответ на вопрос «Чем вы занимаетесь?» честно говорю: «Мочу в сортире, ворую, играю в карты, закатываю в асфальт». В конце концов признаюсь, что я — актер по принуждению. Хотя своей основной профессией считаю режиссуру и филологию. Я готов к соитию, к соучастию, к состраданию.
— Это как — готов?
— Так: никогда не вру. Ложь — самая страшная вещь в мире, потому что через нее мы манипулируем людьми, используем их. Я небезупречен, но мое правило — не врать ни себе, ни другим. К сожалению, мой организм отравлен миазмами Петербурга, в котором я живу…
— Федор Бондарчук — ваш партнер в фильме Олега Флянгольца «Безразличие» — не говорил вам, что вы нудный, скучный, противный, как большинство жителей Петербурга? Как вам работалось с Федором Сергеевичем?
— Федя, как всегда, пытался сниматься, потому что он отчаянно пытается состояться как актер. Мы с ним во многом похожи — оба учились и на актеров, и на режиссеров, и в итоге ничему толком не научились. И он, и я любим по утрам шампанское. Только я просыпаюсь рано утром, что бы ни случилось, потому что старый алкоголик, а Федя спит, потому что барин. Как художник я более беспощаден и бескомпромиссен, а Федя — мелкобуржуазен. Он — хохол, а я — татарин.
— Режиссер Сергей Соловьев, с которым мы недавно беседовали на Одесском кинофестивале, сказал о вас: «Да какой Баширов татарин? Когда приезжает на фестиваль в
— Я гражданин России татарской национальности, рожденный в деревне Согом Тюменской области.
— А человека какой национальности вы играете в фильме Соловьева «Елизавета и Клодель»?
— В фильме Сергея Александровича играю русского
— Но не вы…
— Спасибо, что запомнили.
Александр Баширов, актер
Родился в 1955 году в Тюменской области.
Учился в ленинградском ПТУ.
Работал на цементном заводе.
Актерскому мастерству учился в США, но свою первую значимую роль сыграл в фильме «Асса» (1987).
Также снялся в фильмах «Игла» (1988), «Хрусталев, машину!» (1998), «9 рота» (2005), «Груз 200» (2007) и еще 70 лентах.
Баширов является обладателем нескольких российских и международных кинонаград. Среди них призы фестиваля «Кинотавр» и кинофестиваля в Роттердаме.