Корреспондент «Труда» провела день в кофейне и узнала, какие у официантов зарплаты, как их учат разбираться в кофе и почему этих работников постоянно пытаются переманить.
Две недели обучения, и вы — новый бариста (специалист по приготовлению кофе) сети кофеен Starbucks. Первая неделя — теория: надо запомнить, что кофе арабика растет на высоте от 1500 метров и что сорт суматра лучше сочетается с сырами, а не сладостями.
На второй неделе — практика в кофейне, чтобы отработать до автоматизма все необходимые навыки и закрепить знания о рецептуре и правилах приготовления напитков: сколько порций эспрессо добавлять в латте размера толл, что сначала добавить — вспененное молоко или порцию эспрессо — в карамель маккиато.
Когда заканчивается трехмесячный испытательный срок, сотрудники полностью соответствуют всем требованиям и получают
Управляющими становятся не только те, кто сам был бариста в Starbucks. Людей, имеющих опыт работы в других кафе, тоже принимают, рассказывает менеджер по персоналу сети Наталья Устинова.
Друг друга бариста зовут «партнерами» — с ударением на первую А.
Зарплатами здесь довольны: 115 рублей в час (чаевых не предусмотрено), три перерыва за смену, причем самый длинный, получасовой, оплачивается, плюс три бесплатных напитка в день, плюс доплата 75 рублей в день на питание и медицинская страховка для тех, кто проработал больше года.
Кофейне, получившей выручку больше запланированного, — бонус, который распределяется между всеми сотрудниками заведения.
Так говорят о сотрудниках сети кофеен опрошенные «Трудом» работодатели и рекрутеры.
По словам ведущего консультанта кадрового агентства Penny Lane Personnel Анастасии Селиванчик, у тех, кто поработал в Starbucks, есть четкое понимание того, как надо организовывать дело: «Для работодателя соискатель со строчкой в резюме „Starbucks“ привлекателен опытом работы в международной компании, структурированным подходом к работе, умением четко ставить и решать задачи».
Тех, кто работал в кофейнях простыми бариста, легко возьмут управляющими в другие сети. Тех, кто управлял в Starbucks, часто приглашают на
Как правило, зовут в кофейни и рестораны, часто поступают предложения от торговых сетей и компаний.
Каждому новому бариста — «партнеру» — выдают кофейный паспорт. Это небольшая книжка, которую заполняют, когда дегустируют кофе.
На левой половине, где написаны характеристики этого сорта, наклеивается марка, а справа бариста пишут свои впечатления от напитка.
Напротив сорта Breakfast Blend написано: «9.06 — очень легкий, „утренний“ кофе, немного напоминает морс». На следующей странице — три записи в ряд за разные даты: «чувствуется терпкий вкус шоколада», «бархатистая текстура», «нотки сухофруктов».
В Starbucks попадают
— Меня на собеседовании спросили: «Представь, в кофейне только ты и Вася, и тут приходит огромная машина с молоком. А у тебя очередь за напитками. Что будешь делать?» Как что, отвечаю, разгружать будем, а правильный ответ был, что самое главное, — обслужить гостей. А когда управляющий, проводивший собеседование, узнал, что я учусь на дизайнера, сказал: «Наверное, будешь не только имя клиента, но и цветочки на каждом стакане рисовать». Я и правда рисую, когда позволяет время.
Катя, которая сейчас управляет кафе на Савеловской, вообще была уверена, что ее не возьмут: «Я два года к тому времени в декрете была, в голове — кашки, супчики».
За кассой стоят все наравне: то, что Катя управляющая и
- Для меня самым сложным было поначалу готовить напитки, не ошибаться в рецептуре. И страшно было подойти к посетителям, боялся, что скажу что-нибудь, а обо мне не так подумают.
Максим Миронов – сирота: отца он никогда не видел, мать умерла, когда ему было 15. Он попал в Starbucks благодаря совместной социальной программе с Partners in Hope - это организация, которая в том числе помогает выпускникам интернатов устроиться на работу. Сейчас таких бариста в сети кофеен работает пять, им подбирают на первых порах самых внимательных и заботливых управляющих, - этим ребятам труднее адаптироваться к работе с людьми.
До того, как стать бариста, Максим работал курьером. Он хотел зарабатывать больше и стал искать другую работу. Сначала Максим обошел спортивные магазины, пробовал устроиться продавцом-консультантом: не брали. Вероятно, потому, что он стеснялся общаться с новыми людьми – частая проблема тех, кто рос не дома. Когда появилась возможность работать вStarbucks, заинтересовался: он как-то раз был в кофейне, понравился кофе, десерты и домашняя атмосфера. Максим учился дольше других – сначала у него было что-то вроде курса адаптации и только затем – обычные тренинги, которые проходят все «партнеры» в сети кофеен.
«Сначала было тяжело – я долго осваивал все, дольше других, - вспоминает он. - Меня подтягивали. Прошло время и теперь стало легко!»
Этим летом Максим поступил в физкультурный институт и теперь будет учиться на фитнес-тренера. Гибкий график работы позволяет и работать, и учиться - то, что надо
Во внутреннем помещении кофейни к стене прикреплен зеленый фартук с маленькими, размером под визитку карманами.
На них имена «партнеров». Сюда вкладывают карточки, которые каждый «партнер» может вручить другому — за то, что помог или вообще веселил в течение смены.
Это ежедневная моральная поддержка и шанс подняться по карьерной лестнице.
Источник: данные компании