НЕ ДОЖДАЛИСЬ...

Весть о разграблении фондов одного из главных музеев России настигла меня в Пскове. Вот уже почти полвека работая в области сохранения культурного наследия, принимаю близко к сердцу любое происшествие, наносящее ущерб памятникам архитектуры или музейным коллекциям. Нынешнее преступление совершено в известном на весь мир, наиболее защищенном и тщательно охраняемом мегамузее, а потому особенно тревожно.

Мне сразу вспомнилось о серьезном предупреждении, которое шесть лет назад комиссия Счетной палаты во главе с Юрием Болдыревым сделала руководству Эрмитажа. Меня обескуражило тогда поведение его директора г-на Пиотровского. Серьезнейшие нарушения режима хранения ценностей, выявленные в процессе ревизии, он пропустил мимо ушей, зато обрушил артистически разыгранный гнев на главу комиссии Юрия Болдырева. Одного из немногих государственных деятелей, не запятнавших тогу гражданина России в годы беспредельного ее разграбления. Вместо того чтобы принимать меры по выявлению причин пропажи многочисленных предметов старины из различных отделов и наводить порядок в доме, хозяин Эрмитажа хлопотал об открытии филиала Эрмитажа в Лас-Вегасе, приобретении совсем не для царской резиденции писанного Малевичем "Черного квадрата" и пополнении классической коллекции более чем сомнительными творениями постмодерниста Кабакова.
В Пскове я был уверен, что через день после случившегося г-н Пиотровский, следуя мировой музейной традиции, подаст прошение об отставке, но увидел на экране не извинение, а язвительное "не дождетесь!" из уст г-на Пиотровского. Увы, не сегодня это началось. Лет 25 назад, когда один из хранителей похитил драгоценные камни, заменив их стекляшками, а оригиналы вывез в чужеземство, тогдашний руководитель Эрмитажа Пиотровский-старший, тоже в отставку не ушел.
Выяснять, виновна ли в совершенном преступлении умершая на работе музейная сотрудница и ее родственники, - дело следственных органов. Меня же радует, что владелец антикварного магазина "Ортодокс-Антик" В.Студеникин незамедлительно вернул Росохранкультуре два предмета, увидев их фотографии в интернете. Он неоднократно показывал эти вещи на антикварных салонах, но никто из хранителей Эрмитажа не обратил внимания на свои сокровища.
Зато чиновники культурных ведомств наперебой вскричали о карательных мерах ко всем без исключения российским музеям. Это непродуманное, продиктованное сиюминутной паникой решение. Служа по России, я с абсолютной ответственностью заявляю, что хранители историко-культурного наследия в провинции не могут быть подозреваемы в нарушении музейной дисциплины и каких-либо попытках разжиться. Получая смехотворное жалованье, верой и правдой стоят они на страже государственного имущества. Какие-то нелепые случайности, конечно, возможны, но они, к счастью, происходят крайне редко. Абсолютно уверен я за судьбу раритетов, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Историческом музее, Третьяковской галерее и других столичных сокровищницах, ибо руководят ими профессиональные и рачительные специалисты.
А вот что касается чиновников... Сразу три ведомства отвечают за судьбу сокровищниц: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Росохранкультура. У семи нянек... Дальше вы знаете.