ЗДОРОВЬЕ ПО РЕКЛАМНЫМ РЕЦЕПТАМ

Внимательно следя за телеэкраном, я сделал неожиданное открытие: в то время как во всем мире идет настойчивая борьба за здоровый образ жизни, сокращается число курильщиков, как и злоупотребляющих алкоголем, - в нашем эфире, наоборот, скорее навязывается саморазрушительный в этом плане образ жизни.

В конце прошлой недели в связи с принятием Думой некоторых ограничений в рекламе пива на ТВ можно было заметить своеобразное оживление. Прежде всего этой агрессивной рекламы стало даже намного больше: будто каналы, предвидя будущие нелегкие времена, решили взять свое сегодня. Сами тележурналисты явно неадекватно восприняли озабоченность общества экранной пивной избыточностью. В воскресном выпуске программы "Время", не споря с законом впрямую, автор сюжета повернул дело так, будто его осуществление может погубить все отечественное пивоварение.
А на другом канале тем же воскресным вечером в рассказе о завершившемся в Тверской области фестивале рок-музыки ведущая новостей безмятежно сообщила, что никаких происшествий там не наблюдалось. Добавила, впрочем, что несколько десятков участников действа оказались в милиции из-за неумеренного потребления пива. При этом она лукаво улыбалась, будто подтверждая, что в этом большой беды не видит.
Вообще в отношении к здоровью нации ТВ демонстрирует олимпийское спокойствие. Периодически, правда, появляются грозные указания, запрещающие показывать в телефильмах и телеспектаклях "без особой необходимости, связанной с требованиями драматургии", курящих или выпивающих людей, но проходит немного времени, очередная кампания стихает, и все возвращается на круги своя.
Впрочем, тема здоровья присутствует на телеэкранах постоянно, правда, в основном в жанре рекламном - том, что принято называть "магазином (аптекой) на диване". Врачи, популярные артисты, а также люди, изображающие из себя недавних жертв недуга, на все лады нахваливают то или иное снадобье, способное исцелить любую известную человечеству болезнь. Время от времени в прессе появляются заключения официальных медицинских инстанций, опровергающие "чудодейственные" свойства рекламируемых средств, - так было, скажем, с пресловутыми циркониевыми браслетами. Но это не останавливает наших телевизионных "целителей".
Как не останавливает телевизионщиков и то, что нигде в мире вообще не принято рекламировать лекарства. Рекомендовать те или иные средства для лечения - прерогатива исключительно медиков, знающих особенности состояния конкретного пациента. Поэтому, наверное, ведущими лучших медицинских программ отечественного ТВ являются в недавнем прошлом врачи - начиная от Юлии Белянчиковой, которая в свое время собирала рекордные аудитории, и до нынешней Елены Малышевой с ее еженедельной программой "Здоровье" на Первом канале. Но и они, замечу, всегда весьма осторожны в рекомендациях, раздаваемых с телеэкрана.
В эти летние недели Малышева справедливо уделяет должное внимание простейшим сезонным проблемам: скажем, как быть, если вы обгорели на солнце. Причем не только на пляже, но и под искусственным солнцем солярия. Приглашенный на передачу профессор-онколог, не выбирая особо выражений, обрушился на якобы безопасные приборы, которыми оснащены многочисленные модные ныне салоны красоты и фитнес-центры.
В той же программе рассказано о бывшем враче, который изобрел приспособление, позволяющее инвалиду на коляске подниматься по ступеням лестницы. Нам показали чудо-коляску и сообщили, что нет пока бизнесменов, готовых вложить деньги в ее производство. Автору придется передать свое изобретение за кордон, хотя там оно не столь необходимо: ведь именно в России до сих пор плохо с пандусами и подъемниками.
В другой хорошей медицинской передачз - я имею в виду "21-й кабинет" Виктора Белицкого на ТВЦ - наметанный глаз постоянно обнаруживает "след" бизнесменов, имеющих свой интерес. Скажем, в выпуске, названном "Умереть и выжить", рассказывается об уникальном случае, когда много лет назад во время авиакатастрофы, упав с десятикилометровой высоты, сербская стюардесса осталась жива. Телевизионной группе, чтобы отправиться в Белград к своей героине и познакомить нас с нею, пришлось, как нетрудно догадаться, заручиться поддержкой производителей одного медицинского средства. Ну и, понятно, ближе к финалу передачи будто невзначай назвать его и ненавязчиво порекомендовать ...
Я понимаю, что перед немногими оставшимися сегодня в эфире медицинскими телепрограммами стоит нелегкая задача выжить в конкурентной борьбе за эфир. Осознаю, что главная их задача, связанная со здоровьем нации, может оказаться в непримиримом противоречии с целями их спонсоров. Кто способен разрубить этот гордиев узел?..