"ГРАЧ" - ПТИЦА НАДЕЖНАЯ

Он и впрямь похож на нахохлившегося грача, этот небольшой по размерам боевой самолет - штурмовик Су-25. Их еще со времен Афганистана военные летчики так и называют в повседневном обиходе - "грачами".

ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
Штурмовик Су-25 принят на вооружение в 1981 году. Максимальная скорость 975 км/час. Боевой радиус действия - 750 км. Потолок - 7 тыс. метров. Боевая нагрузка 4340 кг. Может нести до 8 бомб с лазерным наведением, неуправляемые ракеты, ракеты класса "воздух-воздух".
Бутурлиновка - небольшой поселок в ста шестидесяти километрах от Воронежа. Лет пятнадцать - двадцать назад военные буквально житья не давали местному населению: рев самолетных двигателей не смолкал ни днем ни ночью. Сегодня полеты - редкость. Стояли "грачи" на приколе и в день юбилея полка. Но не из-за отсутствия керосина. Примета, как мне сказали, есть такая: в праздник лучше не летать.
Хотя и керосина, и запчастей в полку по-прежнему катастрофически не хватает. В штабе мне с плохо скрытой иронией рассказывали: в начале года из Москвы пришел приказ по налету часов на год, а следом - лимиты на топливо. Так вот, его хватит, чтобы налетать ровно половину тех самых часов. Впрочем, в этом, оказывается, есть свой резон: ведь если летчикам дать топлива столько, сколько положено, они на радостях "выбьют" весь моторесурс, а он у многих самолетов подходит к концу.
Вот и приходится командиру полка огорчать своих летчиков-снайперов: летать будете не чаще, чем раз-два в квартал. Экономя таким образом на "старичках", удается почаще поднимать в небо молодежь. Как и во многих других частях, в полку образовался разрыв между ветеранами и вчерашними выпускниками училищ. Среднее поколение ушло из армии в середине девяностых. Сорокалетним же, таким, например, как майор Сергей Койнов, за плечами которого служба в Афганистане, Таджикистане, Чечне, отмеченная тремя орденами Красной Звезды, через два-три года предстоит увольняться. А кому передавать штурвал?
В полку не без горечи шутят: у нас есть летчики советские, а есть российские. Советские - это те, которых в былые времена готовили по полной программе. Они летали в одиночку и в паре, звеном, днем и ночью, с настоящими боеприпасами, ведя при этом маневренные воздушные бои и преодолевая системы ПВО. Могли при необходимости нанести удар и всем полковым составом. А сейчас? В основном одиночные полеты, в лучшем случае - парой, по максимально упрощенной программе. Раньше, если летчик налетал меньше 40 часов в год, ему даже выслуга лет из расчета месяц за два не шла. А теперь средний налет в военной авиации - 32 часа.
Командир полка полковник Олег Маковецкий с болью говорит о том, что летчики теряют квалификацию:
- Если бы не Таджикистан, поддерживать "летную форму" было бы гораздо труднее. У нас там прямо на гражданском аэродроме в Душанбе стоит пять "сушек". Службу несем по вахтовому методу. Только что оттуда вернулась очередная группа летчиков и техников - около 50 человек. Вот там настоящая боевая учеба.
Таджикистан - особая строка в биографии полка. В эти далекие края "грачи" прилетели из воронежской глубинки в начале 90-х годов. Оказалось - надолго. И пограничники, и бойцы 201-й мотострелковой дивизии на летчиков чуть ли не молятся: "грачи" прилетели, значит, можно быть спокойным. Пехота там стоит в тылу пограничных застав, образуя второй эшелон прикрытия границы с Афганистаном. Это "цепочка" ротных тактических групп, которые периодически сменяют друг друга. Месяц-полтора постоят в горах - и на отдых в места постоянной дислокации. А ротная тактическая группа - это колонна до 30 машин. И без прикрытия "грачей" пехота на большие расстояния не передвигается.
Сейчас в таджикских горах установилось хрупкое подобие мира. А в 1993-1996 годах, когда страну раздирала гражданская война, летчикам полка пришлось повоевать всерьез: прикрывали пограничников, наносили бомбово-штурмовые удары по укрепрайонам боевиков, минировали с воздуха горные перевалы. Старожилы вспоминали, как однажды со стороны Афганистана через реку Пяндж пытался прорваться караван с наркотиками численностью около 400 человек. Переправлялись на плотах, баркасах, лодках. Пограничники были не в силах сдержать боевиков, вызвали на подмогу "грачей". Штурмовики сработали ювелирно, в считанные минуты разнеся переправу в пух и прах.
- Наркотрафику мы, конечно, большой урон нанесли, - рассказывает седой подполковник, просивший не называть своей фамилии. - И однажды чуть было крупно не поплатились за это. Из Душанбе в родной полк возвращалась очередная группа наших летчиков. Перед посадкой солдату-контрактнику, летевшему с нами одним рейсом, кто-то передал посылку. Мол, в Оренбурге к тебе подойдут... Не подошли. И только тогда до бойца дошло, что надо бы поинтересоваться содержимым. Вскрыли пакет. С тех пор я не устаю повторять: слава китайскому ширпотребу. Устройство было в сборе - взрывчатка, будильник и... две китайские батарейки, которые вышли из строя ровно за 22 минуты до взрыва.
Чечня - тоже особый период в жизни "грачей". В 1995-м, в первую кампанию, именно летчики полка бомбили дворец Дудаева, в котором засели несколько сотен боевиков. Расстояние между ними и нашими подразделениями было не больше сотни метров, и штурмовики опять сработали с ювелирной точностью. Потом по телевизору Дудаев грозился: "Эта Бутурлиновка у меня еще поплачет".
Последний раз штурмовики "работали" в Чечне в 1999-м. Летали там недолго, чуть более двух месяцев, но за это время через аэродром в Моздоке успела пройти половина полка. Каждый день делали по 2-3 вылета. К счастью, штурмовики обошлись без потерь. Хотя в музее полка хранится кусок обшивки, выдранный из стабилизатора выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса. Но тогда пилот сумел посадить машину.
К летчикам полка у боевиков особо непримиримое отношение. Из Чечни до сих пор доносятся угрозы в их адрес. Слава Богу, только на словах. Тем не менее перед домами, где живут семьи офицеров и прапорщиков, командир полка установил стационарный блокпост. Чердаки и подвалы регулярно проверяют дежурные группы.
Есть у боевых летчиков золотое правило: "в воздухе - никаких сомнений, и все будет хорошо". Сомневаются в полку в другом, в том, что через пару лет им будет не на чем летать. Перспективный штурмовик Су-39, который должен прийти на смену "грачам", поступит на вооружение неизвестно когда. А глубокая модернизация стареньких Су-25 что-то задерживается. На всю штурмовую авиацию только два обновленных самолета, и те уже больше года обкатываются на полигоне. Вот и стоят на аэродроме "грачи" нахохлившись, будто предчувствуют свою непростую судьбу.
ИЗ АРХИВА
Гвардейский штурмовой авиационный Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова III степени полк имени Ф.Э.Дзержинского сформирован в июне 1914 года. Один из первых его командиров - штабс-капитан Крутень Евграф Николаевич, сподвижник легендарного Нестерова, в годы первой мировой войны сбил 17 самолетов противника. За годы Великой Отечественной войны летчики полка совершили более 10 тысяч вылетов, уничтожив 530 самолетов врага. В его составе сражались 8 Героев Советского Союза. В апреле 2000 года полковнику Виктору Бондареву, командовавшему в то время полком, присвоено звание Героя России.