В понедельник четверо "городских партизан" из ЭТА подорвались на собственной бомбе. Во вторник в городе Сумайя в Стране басков по команде дистанционного пульта управления сработало взрывное устройство, подложенное под днище автомобиля. Погиб крупный бизнесмен Хосе Мария Корта, известный своим резким неприятием диверсионно-подрывной деятельности ЭТА. В тот же день в Мадриде взлетел на воздух автомобиль, начиненный взрывчаткой. Пострадало 11 горожан, включая двоих детей. В среду в Памплоне, административном центре Наварры, младший лейтенант Франсиско Касанова был хладнокровно убит - стреляли подло, в спину.
По мнению мадридской газеты "Мундо", "в прошлом ЭТА не наносила удары так неумолимо". Эта спланированная кампания террора имеет ясную цель - "посеять страх и деморализовать общество". Министр внутренних дел Испании Хайме Майор Ореха призвал сограждан не поддаваться панике, проявить выдержку и спокойствие. Власти полны решимости продолжить сопротивление очередному наступлению терроризма и, как отметил министр, ни в какие переговоры с убийцами детей они не вступят.
Такая позиция - жесткая, неуступчивая, как считают, к примеру, британские обозреватели, проводящие параллели с террором Ирландской республиканской армии (ИРА) в Ольстере, находит тем не менее полное одобрение у испанцев. В эти дни во многих городах прошли стихийные -по велению души - манифестации, когда десятки тысяч граждан вышли на улицы и площади под красноречивыми лозунгами: "ЭТА - убийца", "Довольно", "Против фашизма и за свободу".
Параллели с Ольстером напрашиваются - в обеих горячих точках в Западной Европе правительства двух демократических и, как принято подчеркивать, цивилизованных государств пытаются остановить террор. Лондон, смирив гордыню, привлек к процессу мирного урегулирования партию Шинн фейн, политическое крыло ИРА. У их коллег на Пиренеях схожая структура - легальная, по существу, пиаровская надстройка под названием Херри Батасуна озвучивает мнение своих единомышленников, пропагандирует идею суверенизации Страны басков. Однако найти общий язык с экстремистами невозможно хотя бы потому, что ни на что меньшее, чем на выход из состава испанского королевства, они не согласны.
Между тем Баскония уже пользуется привилегией широкого самоуправления: для 2,5 миллиона жителей создан собственный парламент, сформированы полицейские подразделения, и местная власть вольна собирать налоги в свой сепаратный бюджет и определять приоритеты в системе среднего и высшего образования. Умеренные националисты вполне этим удовлетворены. Родной язык басков - эускера, не имеющий никаких родственных связей ни с одним известным языком мира, - переживает период ренессанса. Девять из десяти детей изучают его в школе. Каждый третий взрослый пользуется им в ежедневном общении. На эускере выходят газеты, ведутся передачи радио и телевидения.
Таким образом, центральное правительство в Мадриде реально обеспечило баскам такое неотъемлемое право малых народов, как право на культурно-языковую автономию, - внутри многонационального государства. Нельзя не связать такую гибкость с изменением в настроениях самих басков. Значительная часть населения видит больше привлекательности в таком "общественном договоре" с Мадридом, нежели в предлагаемом ЭТА перекраивании государственных границ и переделе собственности. Похоже, и левые, и правые правительства Испании сумели убедить критическую массу басков в том, что они могут сохранить свою самобытность и без обретения государственности.
Потеря моральной поддержки, утрата опоры среди соотечественников привела в отчаяние мятежных ЭТАтистов, которые поначалу якобы пошли по стопам своих ольстерских товарищей по кровавому ремеслу. В сентябре 1998 года группировка объявила о бессрочном прекращении огня. Казалось, бомбисты повзрослели и одумались. Все были рады обманываться, пока в декабре прошлого года ЭТА снова не перешла к активным боевым действиям. Эксперты теперь прозрели: передышку боевики использовали для пополнения арсеналов оружия и боеприпасов, для укрепления своих и без того хорошо законспирированных ячеек, для перегруппировки сил.
Впрочем, важно знать истинные размеры проблемы, которую премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар назвал самой сложной за все время его правления. Сравнение с чеченскими бандформированиями некорректно. ЭТА не представляет собой смесь регулярной и наемнической армии; за 30 лет террора от ее рук погибло около 800 человек; ее костяк, по данным испанских спецслужб, составляют всего порядка 30 боевиков. И есть основания расценивать их последние вылазки как агонию, как арьергардные бои в проигранной ими войне за общественное мнение.
НАША СПРАВКА
Этнографы до сих пор спорят, откуда пришли баски. Они обитали в этих местах задолго до появления летописных свидетельств историков, сопровождавших римские легионы. У них репутация гордого и свободолюбивого народа, они отчаянно отбивались ото всех - от римлян, викингов, вестготов, арабов.
Баски - отменные мореходы: считают, что они побывали в Северной Америке за сотни лет до Колумба, да и команда первооткрывателя была в большой степени укомплектована ими же. Баски - умелые рыбаки, а гастрономические изыски их кухни, основанной на морепродуктах, пользуются признанием знатоков.
Баски - набожные люди, не случайно их соотечественником был Игнатий Лойола, основавший в 1534 году Орден иезуитов.
Баски сражались на стороне республиканцев во время гражданской войны в Испании, и поэтому в годы франкизма оказались в положении отверженных. Франко назвал Страну басков "провинцией-предательницей", запретил разговаривать в общественных местах на языке эускера и следил за тем, чтобы регион не получал никаких инвестиций.
Кстати, Долорес Ибаррури, она же Пассионария, родилась в рабочих кварталах Бильбао, и разбомбленная германскими пилотами Герника тоже находится в Басконии.