Как ДТП, которого не было, сломало судьбы вчерашним героям
Пять лет назад, в июле 2019 года, газеты и ТВ наперебой рассказывали, как полицейским Нижегородской области удалось по горячим следам задержать похитителей человека. Особо отмечались умелые действия сотрудников ДПС ГИБДД Балахнинского района Александра Смолкина и Дениса Маргуна, перехвативших автомобиль с преступниками и похищенным на автодороге Нижний Новгород — Иваново. Но пройдет полтора года, и оба молодых офицера лишатся должностей и званий.
Смолкин пойдет под суд по обвинению во взятке. Вину он не признает и получит... четыре года условно. Второму вменят в вину то, что он якобы знал о намерении своего напарника совершить преступление, но не остановил. За это Маргуна без особого шума уволят из органов. Более трех лет бывший лейтенант полиции Денис Маргун пытается получить ответ, за что именно он был уволен. Ответа нет до сих пор.
А начиналось все довольно прозаично. Поздним вечером 23 января 2021 года жительница Балахны Вера Жданова не справилась на зимней дороге с управлением своей «мазды» и съехала в кювет. Ни водитель, ни автомобиль, ни хотя бы столбик дорожного ограждения при этом не пострадали.
Сообщение о ДТП поступило ближайшему экипажу. Лейтенанты Смолкин и Маргун подъехали по указанному адресу, но ни признаков аварии, ни водителя на месте не обнаружили. Как потом объяснил инспектор Маргун, «поскольку оформления документов не требовалось, экипаж продолжил службу».
Кто-то спросит: машина в кювете, а ДТП нет, это как? Но еще в 2017 году Верховный суд РФ разъяснил, что не каждое ЧП на дороге — дорожно-транспортное происшествие. Согласно ст. 2 Закона «О безопасности дорожного движения» ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Ничего такого здесь не было.
Смолкин с Маргуном отправились патрулировать улицы дальше. А когда спустя три часа снова проезжали мимо автомобиля Ждановой по маршруту патрулирования, то увидели на месте эвакуатор, который доставал «мазду». Рядом стоял гражданин по фамилии Жилянин. Осмотрев машину, убедившись в отсутствии материального ущерба и в трезвости севшего за руль «мазды» Жилянина, наряд ДПС снова уехал.
А дальше — темная часть этой истории. 5 февраля, то есть спустя две недели, Михаил Жилянин принес в службу собственной безопасности ГУ МВД Нижегородской области заявление о том, что 23 января инспектор ДПС незаконно получил от него деньги. По описаниям заявителя, в тот вечер ему позвонила попавшая в аварию невестка и попросила помощи. Он вызвал службу эвакуации, пообещавшую приехать через полтора-два часа. За это время Жилянин свозил Жданову домой, где та выпила спиртного. Когда они вернулись к месту эвакуации, подъехал экипаж ДПС, инспектор Смолкин выявил у Ждановой состояние опьянения, после чего потребовал взятку в 20 тысяч. Жилянин, испугавшись, согласился. Деньги он снял с банковской карты и передал Смолкину прямо в руки на окраине Балахны...
11 февраля врио начальника ГУ МВД по Нижегородской области дает команду провести в отношении членов экипажа ДПС служебную проверку. В тот же день местный отдел Следственного управления СК РФ возбуждает уголовное дело, Смолкина задерживают. Удивительным образом проходит опознание инспектора Жиляниным. Сначала Жилянин не узнает полицейского, которому «пожимал руку». Но спустя четыре часа следует новое опознание — и тот же гражданин указывает на Смолкина как на «сотрудника, которому передавал деньги за непривлечение своей невестки к ответственности». Полицейского он узнал «по наличию челки и овалу лица» (цитата из протокола опознания).
Заметим, ч. 3 ст. 193 УПК РФ гласит: «Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам». Не может. Точка. Но если нельзя, но очень хочется, то можно? В итоге 10 августа 2021 года Балахнинский суд Нижегородской области приговорил Александра Смолкина (по-прежнему полностью отрицавшего вину) к условному наказанию и освободил из-под стражи.
Я не собираюсь оспаривать выводы судьи и приговор, вступивший в силу. Но в самом его тексте есть пара любопытных моментов. Вот, например: «Инспектор Смолкин, продолжая реализовывать свой ранее возникший преступный умысел, направленный на получение им взятки в размере 20 тысяч рублей за незаконное бездействие, действуя совместно с инспектором ГИБДД Маргуном, не подозревающим о преступных намерениях Смолкина...»
Еще раз: в судебном приговоре Маргун прямо назван человеком, «не подозревающим о преступных намерениях» напарника. Правда, ему это не сильно помогло: еще 17 февраля 2021 года, то есть задолго до суда над Смолкиным, начальник отдела МВД по Балахнинскому району полковник Крылов разорвал контракт с лейтенантом полиции Денисом Маргуном «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудников органов внутренних дел».
Какого именно проступка, неизвестно. Я проштудировал заключение служебной проверки, на которое ссылается Крылов, от первой и до последней его страницы. Там много слов про регламенты для сотрудников ДПС при оформлении ДТП, которого, как мы уже выяснили, не было. Но конкретно в адрес Маргуна есть лишь пара предположений, которые позже опроверг Балахнинский суд в своем приговоре в отношении Смолкина.
И это все! На основании чего недавнего героя публикаций в СМИ, задержавшего преступников и спасшего жизнь похищенному человеку, выкинули со службы с выплатой денежной компенсации за 2,5 календарного дня отпуска. Не помогли Маргуну Денису ни статус ветерана боевых действий, ни отличные характеристики с места работы, ни наличие в семье малолетней дочери — инвалида детства. На чье государственное пособие Маргуны сейчас и живут.
Вы только поймите меня правильно — я вовсе не пытаюсь приделать кому-то вместо погон белые крылья. Я про систему, которая может себе позволить в одночасье избавиться от человека вне зависимости от его срока службы, заслуг и даже без объяснения причин.
Прокуратура согласилась с тем, что уволили Маргуна незаконно. И только гораздо позже, в кассационном решении, вдруг обнаружилось, что якобы причина — это непривлечение инспектором Маргуном Ждановой за управление автомобилем в пьяном виде. На простой вопрос, как можно привлечь человека, который при тебе даже не приближался к рулю и с которым ты даже не общался, отвечать никому не хочется. Да и что тут ответишь. «Бей своих, чтоб чужие боялись» — так это вроде называется?
P.S. Как стало известно «Труду», спустя 3,5 года Денис Маргун все еще продолжает добиваться своего восстановления в должности. Сейчас в его деле появилось экспертное заключение, которое опровергает один из ключевых документов служебной проверки 2021 года — специалист признал подписи Смолкина в его объяснении о событиях 23 января поддельными. Местные Управления МВД и Следственного комитета, проводившие проверку, заняли глухую оборону.