Возникла идея запретить вождение для лиц старше 70 лет «по медицинским показаниям»
Будто услышав призыв главы СКР Александра Бастрыкина «принять хорошие законы», в Госдуме решили заняться делом. Зампред палаты и лидер парламентской партии «Новые люди» Владислав Даванков с коллегой по партии Ткачевым внесли законопроект, осложняющий жизнь пожилым водителям. Вы же понимаете, страна ведет спецоперацию на Украине, противостоит коллективному Западу, борется с разгулом коррупции и мигрантской преступности. В таких условиях жизненно необходимо ограничить в правах пожилых автолюбителей.
Предложенный законопроект предусматривает «обязательное повторное медицинское освидетельствование водителей в связи с достижением ими возраста 80 лет». Естественно, это будет делаться силами самого человека за рулем и за его счет. С какой периодичностью нужно будет освидетельствоваться — ежемесячно, раз в год или реже, — не уточняется.
«Согласно данным Министерства здравоохранения, даже при нормальном старении у пожилых людей притупляется острота чувств и снижается способность запоминать. При этом из всех типов памяти хуже функционирует в основном кратковременная память. С возрастом у людей в ускоренном порядке могут ухудшаться зрение, слух, реакция и когнитивные способности, что увеличивает риск ДТП», — обосновывают авторы необходимость закона (тут самое время заметить, что Минздрав неоднократно заявлял: способность водить автомашину не связана с возрастом).
Законопроект удивительным образом перекликается с недавним вбросом движения «Ветераны России». В первоначальном варианте предлагалось разработать нормы, которые бы ограничили возраст водителей, например, запретив вождение для лиц старше 70 лет по медицинским показаниям«. Получив на свои головы бурю отрицательных эмоций, инициаторы смягчились: предложили проводить медобследование 70-летних водителей и выдавать им права не на 10 лет, а на 5 лет или меньше.
Негативное отношение к такой инициативе высказал даже вице-спикер Госдумы Петр Толстой, по мнению которого никакого верхнего порога для вождения вводить не нужно. «Есть люди, которые и в 80 лет, и в 90 прекрасно водят автомобиль. Не надо никакой дискриминации», — сказал он и добавил, что возможности для вождения, наоборот, необходимо расширять.
«Хочу напомнить, что ограничения по здоровью / медицинским показателям уже существуют, их никто не отменял, — комментировал идею главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — А если у вас есть силы и желание бороться за безопасность на дорогах, давайте бороться против водителей-алкашей, которые ежегодно тысячами убивают людей на дорогах».
«Предложение, мягко говоря, не просто необдуманное и необоснованное, но еще и не сообразующееся с нашей Конституцией, которая не делает различий в свободе передвижения для людей всех возрастных групп, — напомнила координатор группы «Синие ведерки» Юлия Каблинова. — Надеемся, что такой проект разрабатываться и рассматриваться не будет».
Но, как видим, разрабатывается и рассматривается. Помнится, не так давно председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что главная идеология в России — это Конституция. Но почему-то его комментария по поводу этих идей мы не слышим. А ведь поползновения лишить возрастных водителей права вождения возникают регулярно, хотя статистика говорит о том, что пожилые люди за рулем доставляют хлопот куда меньше, чем мажоры, играющие в «шашечки», или дамы, не отрывающие глаз от телефона. А способность водить безаварийно зависит не от возраста, а от стажа, умения и характера.
Кстати, в СССР, откуда большей частью и происходят те самые возрастные водители, порядки были куда строже. Я, например, учился семь месяцев профессиональному вождению в школе ДОСААФ, изучал ПДД и матчасть, ездил на всех типах легковых и грузовых машин, водил БТР. Имея стаж 40 лет и выезжая на дорогу ежедневно, в последние 20 лет я не совершил ни одной аварии. Из них 10 лет мне удается еще и уворачиваться от неопытных и безбашенных водителей, норовящих что-нибудь отчебучить на дороге. Также я ежегодно оплачиваю их любовь совершать аварии, поскольку покупаю ОСАГО — по сути, плачу еще один налог. И мой опыт совсем не уникален, нас таких миллионы.
И вот господин Даванков решил осложнить нам жизнь. Партия «Новые люди» вообще, видимо, не любит пожилых. Она вместе с «Единой Россией» заблокировала законопроект, освобождающий ветеранов Великой Отечественной войны от оплаты услуг ЖКХ, предложенный думской оппозицией. Если пойти дальше, то можно лечить до 70 лет (что, кстати, в суровой реальности уже кое-где делается), не принимать в вузы после 50 лет и т. д. и т . п. Но в данном случае господин Даванков замахнулся на святое. Не так давно Владимир Путин подвозил за рулем «Ауруса» лидера КНДР Ким Чен Ына. Это что же, и президент России в перспективе тоже должен будет проходить дополнительный медосмотр? А может, ему еще и права не выдадут?
На прошлой неделе пришла печальная весть: на рабочем месте скончался посол России в Алжире Валерьян Шуваев. Он немного не дожил до своего 70-летия. В 2021 году президент подписал закон, увеличивающий возраст пребывания на госслужбе до 70 лет. При этом поправками возможность продления срока службы до 70 лет была предусмотрена для всех госслужащих из категории «руководители» высшей группы должностей. Отдельно прописано, что на госслужащих, назначаемых президентом, ограничение в 70 лет не распространяется. А послы как раз из этой категории...
Выходит, послу Шуваеву, которому президент доверил представлять интересы России в Алжире, скоро нужно было бы (согласно инициативе «Ветеранов России») проходить дополнительный медосмотр, подтверждая право вождения транспортного средства?
Идем дальше. Согласно Конституции, президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), генерального прокурора и его замов, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей Администрации, включая полномочных представителей. Ключевые должности сейчас могут замещаться без учета возраста должностного лица. То есть управлять страной можно вне зависимости от возраста, а управление автомашиной после 70 лет представляет общественную опасность? Кстати, глава Конституционного суда тоже должен бы пройти дополнительный медосмотр для продления водительских прав. Или он рассчитывает всю жизнь ездить в персональном лимузине?
Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, «сохранения опытных кадров» идет столетиями, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. Революция 1917 года сопровождалась резким «омоложением» управленцев. Напротив, вторая половина ХХ века характеризовалась длительным пребыванием чиновников на госслужбе. Период 1970-1980-х именовался «эпохой кремлевских старцев», когда генсеки и их соратники умирали в должности.
В нашей новейшей истории наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010-м полный энтузиазма Дмитрий Медведев, заняв пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013-м президент Владимир Путин поднял планку до 65 лет, а для руководящего состава — до 70 или без ограничений в возрасте. «Омоложение» и сменяемость кадров — это хорошо, но такова уж политика государства в нынешних условиях. Говорят, реформы 90-х нанесли непоправимый ущерб, опытных и умных людей не так много — и приходится это учитывать. И не господину Даванкову с «Ветеранами России» менять тут политику. Как в отношении руководителей, так и в отношении водителей, ведь двойные стандарты неприемлемы.
Вместо послесловия
А вообще-то всем будет спокойнее, если депутаты направят свою кипучую энергию на обеспечение лучшего качества жизни для всего населения России. Неплохо было бы обеспечить и достойную пенсию, которой бы хватало в том числе на такси, а также на другие потребности. Требуют эффективных решений и другие проблемы экономики и общественной жизни, в том числе ситуация с коррупцией и миграцией. Но до этого у законодателей руки не доходят. А потом они почему-то обижаются на Александра Бастрыкина.