Были бы «бабки», а место в вузовском рейтинге купим?
15 российских вузов получат до 55 млрд рублей в виде субсидий для вхождения в мировые рейтинги университетов, сообщила пресс-служба Минобрнауки. Ректоры поздравляют коллег, чьи университеты будут профинансированы, а скептики сомневаются, что от проблем в современном российском образовании получится откупиться даже такой суммой.
Решение выделить средства было принято после того, как даже самые престижные российские альма-матер не смогли попасть в список 200 лучших учебных заведений мира. Как ни прискорбно, но нас обошли не только американцы и европейцы, но даже азиаты, которые еще пять-десять лет назад сами предпочитали учиться за границей. После публикации позорного рейтинга Владимир Путин обозначил вполне конкретную цель: к 2020 году в первой сотне международных рейтингов должны оказаться как минимум пять российских вузов.
Чиновники из Минобрнауки провели конкурс среди 36 учебных заведений и назвали 15 счастливчиков — претендентов на попадание в международный рейтинг. Правда, в том, что же на них свалилось — счастье или непосильная ноша, — еще предстоит разобраться.
«От всей души поздравляю коллег, чьи вузы получили субсидии. На них ложится почетная и очень сложная задача — восстановить утраченный престиж российского образования. Нужно учитывать, что рейтинги имеют достаточно сложную структуру, которая постоянно совершенствуется. Вуз оценивается по огромному количеству критериев: это и количество опубликованных статей, и индекс цитирования, и многие другое. Попадание в рейтинг будет зависеть от научной активности вуза, далеко не всегда здесь есть линейная связь между этой активностью и финансированием», — заметил проректор по учебной части МГТУ им. Баумана Борис Падалкин.
Оказывается, главная причина, по которой российские вузы оказались в обозе прогресса, не только в финансировании. Дело в том, что с западной системой мы, можно сказать, разошлись во взглядах. «В международной системе оценки образования и в российской — свои критерии, и зачастую они сильно разнятся. В этом и заключается главная трудность, — говорит ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) Александр Сигов. — Например, до недавнего времени на Западе котировался такой показатель, как количество выпускников, занимающих высокое положение в обществе. Речь идет о госслужащих, именитых ученых, лауреатах международных премий. А у нас на это никто не смотрел, да и на что смотреть, если в престижных американских вузах по десять нобелевских лауреатов, а у нас сейчас один на всю страну? Нужно создавать при вузах небольшие комиссии, которые будут следить за мировыми тенденциями и направлять работу вуза так, чтобы хоть по некоторым критериям оценки мы сходились с мировым сообществом».
Не лучшим образом на истории с финансированием вузов сказался и разгоревшийся на днях скандал с реформой Академии наук. Эксперты из сферы образования просто не могут поверить, что после развала такой мощной системы в России вообще можно говорить о качественном образовании.
«Большая глупость — выделять деньги, не разобравшись для начала, на что же их надо выделять. Приказ президента не был услышан исполнителями. В то время как во всем мире делают упор на развитие междисциплинарных наук и технологий, в федеральном законе в России вообще отсутствуют эти понятия, — говорит эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — Вузы до сих пор выпускают не специалистов, которым привита тяга к исследованиям, а ремесленников. Одаренные ученые просто не могут работать в таких условиях. Нужно в корне менять подход к обучению и забыть о том, что студент просто должен что-то знать. Его нужно учить хотеть что-то узнавать. Тогда и утечка мозгов была бы не такой ощутимой. А сейчас все как анекдоте: «Что такое американский вуз? Это когда русский профессор читает лекции китайскому студенту».
Деньги еще не выделили, но за них уже началась нешуточная борьба. Замминистра образования Александр Повалко заявил, что список вузов, которые уже утвердили для получения госсубсидий, может быть изменен. «В 2014-2015 годах будет проведен мониторинг исполнения программ «дорожных карт», по результатам которого мы примем решение о сужении круга университетов. А если будут претенденты, которые продемонстрируют достойные результаты (помимо тех, кто уже участвует в рейтинге), — будет приниматься решение о включении их в данную программу...»