Эксперт считает актуальным запрос депутата Андрея Туманова в генпрокуратуру по поводу проверки причастности главы НРК к кризису в отечественном самолетостроении
С интересом наблюдаю за дискуссией, развернувшейся вокруг кризиса российского самолетостроения. На днях в своем блоге, в статье «Анатомия лжи: как это делается», известный предприниматель Александр Лебедев очень возмутился тем, что депутат государственной думы Андрей Туманов написал запрос в генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку по фактам кризисного состояния и массового увольнения работников в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Причем в очень резких выражениях – он назвал депутата «дебилом» и «дауном». Ни больше ни меньше.
Хотел бы высказать свое мнение по этой ситуации и прокомментировать вообще многочисленные заявления Лебедева о своей роли в отечественном авиастроении, поскольку достаточно давно занимаюсь расследованием данной темы.
Давайте сосредоточимся на аргументах, или, точнее, контраргументах, которые приводит в свою защиту Лебедев. Начнем по порядку.
«Государственная» компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК)» и двойные стандарты Александра Лебедева
В первой записи в своем блоге, посвященной депутатскому запросу, Лебедев сначала пишет, что компания «Ильюшин Финанс» контролируется государством. Во второй записи вообще оговаривается, что это государственная компания. Чтобы понять, в чем тут подвох, необходимо знать акционерную историю компании.
Еще совсем недавно Александр Лебедев, через компанию НРК, владел около 37-ю процентами ИФК. Государство имело на один процент больше. Вроде, действительно, Лебедев миноритарный акционер, и может смело говорить, что государство владеет основным пакетом. Но не все так просто.
Во-первых, некоторое количество акций принадлежит частным акционерам. Например, нынешнему генеральному директору ИФК Александру Рубцову принадлежит более 3 процентов акций Компании. А во-вторых, необходимо знать, что при этом Рубцов является топ-менеджером национальной резервной корпорации, принадлежащей Лебедеву. И тогда, согласитесь, расклад совсем другой. Из этого примера видно, что реально именно господин Лебедев контролирует компанию. То есть Александр Лебедев здесь именно сам «гражданинсоврамши»!
Нужно сказать, что компанией ИФК со дня основания всегда руководили менеджеры НРК. И, кстати говоря, сегодня ею, по-прежнему, руководит ставленник Лебедева. То есть он, как минимум, сохранил свое влияние на компанию. Интересно, что позиционировать себя как предпринимателя, не имеющего отношения к ИФК, олигарх начал совсем недавно, как только у него начались проблемы с государством или, если хотите, с государственными структурами. Последнее очень важно для понимания бизнеса ИФК. Но об этом чуть ниже.
Например, относительно недавно, в 2006 году, один из топ-менеджеров «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК) написал письмо в генпрокуратуру с просьбой проверить пропажу в структурах ИФК одного миллиона долларов, выделенного государством компании. Тогда Александр Лебедев буквально рубашку изорвал на груди - речи о том, что это, в общем-то, государственная компания (то бишь, не его) даже не шла. Бился Лебедев как за свое кровное, причем, снова не особо стесняя себя рамками вербальных приличий.
То есть налицо двойные стандарты - когда выгодно «моя компания», когда проблемы – «государственная».
В связи с этим интересно будет узнать еще один факт, относящийся к публичным способам ведения бизнеса этим предпринимателем. Когда сейчас у Лебедева начались реальные проблемы с бизнесом (это, кстати, отдельная история, и чуть позже мы ее коснемся), олигарх публично объявил, что против него ведется «заказная» компания в прессе. К заказу он заодно причислил и депутатский запрос Туманова. То есть, под этими, какими-то очень истеричными по форме заявлениями, подразумевается, наверное, следующее - публиковать факты, касающиеся бизнеса Лебедева и, особенно, обращаться в любые органы с просьбой проверить эти факты, категорически нельзя. Потому что Лебедев, видимо, ангел - никогда не совершает ошибок. А его бизнес живет как бы изначально в другой среде - в некой идеальной, без коррумпированного чиновничества, без откатов и без криминальных 90-х.
Но давайте, все же посмотрим, что на самом деле, по факту, на одном лишь примере 2006 года с ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК).
Тогда, Лебедев, будучи депутатом Госдумы, написал депутатский запрос в Счетную палату РФ с требованием проверить компанию ФЛК. И ее проверили, кстати, и тогда Лебедев почему то не возмущался, что федеральный аудитор и десятки его сотрудников были оторваны от своих дел ради того чтобы проверять компанию. Только в отличие от депутата Туманова, как известно, не имеющего к бизнесу Лебедева никакого отношения, сам Александр Лебедев, будучи тогда депутатом, попросил проверить аудиторов своего ГЛАВНОГО конкурента на лизинговом рынке!
Не могу удержаться, чтобы не подставить аргументацию Лебедева к ситуации 2006 года - причем сделать это дословно, чтобы была особенно ярко видна, скажем так, «специфическая» риторика и фальшивый пафос этого предпринимателя. Итак, дословно: «Этот депутат и впрямь дебил!
Ведь его запрос пошел не в Минпромторг, и не на деревню дедушке, он написал, (убираем генерального прокурора и пишем: руководителю Счетной палаты РФ). И теперь Счетная палата должна провести проверку, опросить фигурантов и т.д. То есть люди в мундирах должны потратить сотни человеко-часов, если не тысячи, чтобы на выходе выяснить очевидное - Федеральная лизинговая корпорация является государственной…». Правильнее сказать, с участием государства, ИФК и ФЛК - две единственные на нашем рынке лизинговые компании, где есть большая доля государственного капитала, поэтому они и являются прямыми конкурентами, со всеми вытекающими.
Кстати, личный бизнес топ-менеджера ФЛК после заказанной Лебедевым проверки просто порвали на кусочки в прессе. Причем статьи были написаны с мельчайшими техническими подробностями, которые, как знают журналисты, всегда опускаются в профессиональной прессе, как неинтересные читателям, что говорит о заказном характере материалов, да и опубликованы они были в специфических СМИ, которые априори размещают публикации на платной основе (например, на сайте «Компромат. ру» и ему подобных). То есть трудно отрицать, что для защиты своего бизнеса Александр Лебедев использует именно те же методы, в которых подозревает других - заказные публикации и депутатские запросы, защищающие интересы его личного бизнеса.
То есть как-то не честно получается. Двойные стандарты, одним словом. И согласитесь, когда начинаешь разбираться в таких мелочах, то риторика Александра Лебедева выглядит, мягко говоря, достаточно цинично.
6 миллиардов, инвестированных в производство Ту-204
Лебедев пишет в своем письме, что его авиакомпания «Ред уингс» - единственная в России вложила в отечественные самолеты Ту-204 6 миллиардов рублей. Это, как минимум, неправда.
На сегодняшний день авиакомпания Лебедева эксплуатирует 8 самолетов Ту- 204. Полученные в лизинг от ИФК. И, как выяснилось недавно, авиакомпания имеет огромную задолженность перед ИФК по лизинговым платежам. Но самое любопытное, что все это время авиакомпания Лебедева получала компенсацию за лизинговые платежи из государственного бюджета. В рамках государственной поддержки лизинга отечественных самолетов. Трудности с получением компенсации в 200 миллионов рублей (при сумме задолженности в 700 миллионов) возникли совсем недавно. Когда же Лебедева спросили, откуда задолженность, он признался, что все проблема в процентах по лизингу, которые завышены в более чем два раза. Из-за чего - внимание! - отечественные самолеты невыгодно брать в лизинг. Но ведь эти проценты сам Лебедев и установил! Его компания ИФК и установила! В отличие от Воронежского авиазавода, которым ИФК управляла, эта структура Лебедева всегда была в прибыли. Это и его прямая вина в том, что наши самолеты неконкурентны на отечественном рынке!
Чтобы понять это, надо вернуться в 2001 год, когда разрабатывалась программа развития отечественной авиации на период до 2015 года. Тогда, чтобы стимулировать развитие отечественного самолетостроения, государство решило войти капиталом в две лизинговые компании ИФК и ФЛК. Причем постарались разделить их сферы влияния, чтобы не создавать лишней конкуренции. ИФК должна была специализироваться на Ил- 96 и ТУ-204. Для этого в период с 2001 по 2006 год в эти компании было направлено более 22 миллиардов рублей. Причем большую часть - в лебедевскую ИФК. Кроме того, были предоставлены и другие льготы. Например, ИФК в 2006 году простили налогов в бюджет Воронежской области почти на 3 (три) миллиарда рублей. Это только в один год! Можно представить объемы халявы! О субсидировали лизинговых платежей уже говорилось.
Все это было сделано для того, чтобы ИФК вывела на рынок конкурентоспособные отечественные самолеты в соответствии с утвержденной правительством программой. А согласно этой целевой программе, в частности, ИФК должно было ввести в строй 15 самолетов Ил-96 и почти 72 самолета Ту-204 . Нужно подчеркнуть, что это были прямые обязательства ИФК.
Лебедев, говоря образно, под это подписался. По факту же на 2012 год «илов», если верить документам ИФК, поставлено всего 4 единицы, «тушек» - около 20. Это по официальным отчетам о выполнении целевой программы. Естественно, возникает вопрос: почему? А ответ был дан уже в 2006 году комплексной проверкой Счетной палаты. Вот тогда-то и выяснилось, что эти две лизинговые компании завышают стоимость отечественных самолетов по сравнению со стоимостью завода - изготовителя в 2,2 раза, а лизинговые платежи - в 2 раза. И это при государственной-то поддержке!
А теперь внимание - аудитор Бесхмельницын, проводивший проверку, на вопрос, почему отечественный авиапром находится в такой яме, прямо отвечает: завышение цены лизинговыми компании и завышение лизинговых платежей! И даже больше: «С увеличением финансовой поддержки государства лизинговых компаний увеличиваются лишь выплаты дивидендов их владельцам, а не объемы производства», - утверждает Бесхмельницын в своем интервью в 2007 году.
Знаете, с моей точки зрения, у человека полностью должна отсутствовать совесть, когда при таких условиях кричать о том, что он лучше всех поддерживает отечественный авиапром. Он лучше всех его имел! Потому что элементарно был ближе всех к кормушке!
6 миллиардов, вложенные НРК в ИФК
Лебедев утверждает в своем памфлете, что его корпорация, помимо уже указанных выше 6 миллиардов рублей, вложила дополнительно в ИФК еще около 6 миллиардов рублей! О каких деньгах идет речь? Это, честно говоря, большая загадка, потому что в официальных отчетах ИФК я не нашел следов этих денег. - Ни НРК, ни НРБ (банк олигарха) никогда не перечисляли таких денег в лизинговую компанию. Так о каких деньгах идет речь? Судя по всему, речь идет об оценке стоимости доли Лебедева в ИФК.
Поскольку именно столько планировал получить олигарх за свою долю. Однако, согласно официальным документам ИФК, в 2000 году, когда НРК вошло в долю, лизинговая компания стоила всего 1(один) доллар. В 2001 году на момент вхождения государства ИФК стоит 110 миллионов рублей (опять же согласно собственной оценке компании). То есть, выходит, максимум, что вложило НРК в лизинговую компанию, это примерно 45 миллионов рублей. Лебедев же договаривается об обмене своей доли на самолеты из расчета стоимости ее примерно в 5 миллиардов рублей. Это (подчеркиваю в соответствии с официальными документами) где прямых вложений структур Лебедева в ИФК вообще нет! Вот так! Это сам по себе отличный бизнес - увеличение изначальной стоимости акций более чем в сто раз. При этом попутно сколько выгоды было получено! Даже хотя бы в рамках эксплуатации на халяву восьми самолетов «Ред уингс».
Любовь к отечественному авиапрому
Теперь, собственно, о лоббировании Александром Лебедевым зарубежного авиапрома.
«Ильюшин Финанс» не может «лоббировать интересы иностранных участников рынка», так как эта компания специализируется на российской технике», - пишет в своем блоге предприниматель Лебедев, объясняя «дебилу» депутату Туманову абсурдность его запроса в Генеральную прокуратуру.
Напомним, свои обязательства перед государством ИФК не выполнил. Вместо «тушек» и «илов» ИФК привел в Россию украинский АН-148. Воронежский завод начал его сборку. Конечно, Украина дружественная нам страна, но ведь ИФК изначально создавалась под продвижение отечественной техники на рынок. А получается на примере с АН-148, что иностранной, потому что объемы продаж и лизинга этих самолетов уже превышают объемы по «илам» и «тушкам». Причем, этот самолет очень серьезный конкурент нашим «тушкам». При этом можно не сомневаться, что Лебедев получил господдержку и от Украины за продвижение «АНа».
Уже достаточно давно Лебедев в официальных интервью превозносит канадские «бомбардье» и бразильские «эмбраеры» - мол, как хороши они для отечественных региональных маршрутов. И вот в этом году гендиректор ИФК бодро рапортует о том, что, наконец, заключили соглашение о поставках этих самолетов в Россию. Нужно сказать, что это вообще удар под дых государству, потому, что эти самолеты - основные конкуренты нашему SSJ 100. Как бы мы ни относились к этому самолету, но на него были брошены все наши силы. И в определенном смысле поставки «эмбраера» в Россию - это фактически антигосударственная деятельность.
Кстати говоря, к вопросу о заказных публикациях. Главным и самым последовательным критиком российского «суперджета» выступала «Новая газета», принадлежащая Александру Лебедеву, которая буквально рвала и метала по этому поводу. Случайность? Трудно поверить, зная о продуманности действий этого господина в целом.
И вот теперь история с «аэрбасами». Встает закономерный вопрос, почему поставками иностранной техники так активно занимается именно компания, которой государство заплатило за поставки отечественных самолетов? Может быть, Лебедеву за это тоже кто-нибудь заплатил? Но это уже другая история...
Автор: Марат Хайруллин – обозреватель газеты «Мир новостей», лауреат премий: Артема Боровика – за журналистские расследования, Союза журналистов России имени Дмитрия Холодова – «За мужество и профессионализм», имени Андрея Сахарова – «За журналистику как поступок» и др.