Первые организованные туры на промышленные объекты появились в самом начале
Мода на заброшенные производства, кстати, сохраняется и доныне. Так, на Украине пользуются большим успехом поездки на Чернобыльскую электростанцию. В программу тура стоимостью 130 долларов входит посещение самой ЧАЭС, экскурсия по Припяти и Чернобылю.
Черед действующих предприятий настал чуть позже. Только основной движущей силой тут стало уже не человеческое любопытство, а новая экономическая парадигма.
В 1999 году экономисты Джозеф Пейн и Джеймс Гилмор проанализировали три основных стадии развития экономики — сырьевую, товарную и экономику услуг — и пришли к выводу, что новой стадией должна стать экономика впечатлений.
Сегодня прогресс уже зашел настолько далеко, что обнаружить отличия, скажем, процессоров Intel от процессоров AMD пользователь просто не может. Соответственно, маркетологам становится все сложнее объяснить потребителю, почему он должен купить Intel, а не более дешевый AMD. Естественный выход — наладить с потребителем крепкую дружбу. А для этого его, потребителя,
Когда маркетологи концерна Volkswagen просчитывали перспективы вывода на рынок модели Phaeton стоимостью свыше 100 тысяч долларов, они прекрасно понимали, насколько сложно будет пробиться «народному автомобилю» в премиальный сегмент авторынка. И основная ставка была сделана как раз на индустрию впечатлений.
Специально под новый автомобиль в Дрездене рядом с хорошими аэропортами и отелями был выстроен новый сборочный завод, получивший название «стеклянная мануфактура». Тут и вправду все максимально стеклянно: почти все стены. Внутрь пускают любого желающего. Абсолютно бесплатно. Более того, если вы изъявили желание купить Phaeton, фирма оплатит вам поездку в Дрезден из любой части света. А приехав на завод, вы сможете собрать себе такой автомобиль, какой пожелаете. Для этого в общественном центре завода оборудован гигантский сенсорный монитор, на котором заказчик определяет желаемую комплектацию автомобиля. Затем он воочию наблюдает за рождением своего будущего авто. А чуть позже в том же общественном центре новорожденную машину в торжественной обстановке передают счастливому владельцу, который становится еще и немножечко ее родителем.
Так же легко попасть на новый завод BMW в Лейпциге. Основной конструктивной особенностью этого здания является даже не ультрамодный дизайн корпусов, а отсутствие турникетов на входе. Любой желающий может зайти внутрь, побродить по цехам и даже пообедать в рабочей столовой.
Одна из ведущих компаний по производству строительной техники, американская корпорация Case (штат Висконсин), не просто показывает процесс сборки экскаваторов и бульдозеров, но и вывозит гостей на специальный полигон под сложным названием Case Construction’s Tomahawk Experience Centre, где взрослые дяди и тети могут вспомнить
На сайте http://www.visite -entreprise.сom можно найти координаты около 1800 только французских предприятий, с нетерпением ждущих гостей. Причем две трети из них приглашают к себе туристов совершенно бесплатно, остальные просят за экскурсию символические суммы в 5, 10, 15, максимум 30 евро. В случае посещения виноделен, кондитерских и прочих пищевых заведений суммы эти в основном идут на дегустации.
Казалось бы, какая реклама нужна таким монстрам, как Boeing или Airbus? Однако и они открывают свои двери практически для каждого встречного и поперечного. Стоимость экскурсий по их объектам не превышает 100 долларов, что с лихвой окупается массой аттракционов, включаемых в программу. Посетители «летают» на настоящих авиационных тренажерах, своими руками собирают действующие маленькие самолеты, сидят в креслах пилотов и даже обедают в «летных столовых».
Впрочем,
Первым в сентябре 2004 года пустил к себе
У петербургской «Балтики» для промтуристов обустроен специальный стеклянный коридор, проходящий по всему производству под самым потолком, дабы не мешать рабочим. На завершающем этапе экскурсия перемещается на склад готовой продукции, по площади втрое превышающий футбольное поле.
Туристы, предпочитающие более крепкие напитки, могут посетить еще два объекта развитого российского промышленного туризма: заводы подмосковной компании
Главный козырь, которым хвастает администрация
Попасть на «Кристалл» уже не так просто и не так дешево. Для того чтобы проникнуть на предприятие, надо найти группу единомышленников в количестве от 10 человек и в возрасте от 21 года, написать коллективную заявку, договориться с
Еще сложнее попасть на кондитерские фабрики. В Москве можно посетить три: «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «Рот Фронт». Но все сложности компенсируются результатом.
Еще один пищевой гигант, который могут посетить
Конечно, это еще не все. Если постараться, можно попасть на фабрики Гжели, Палеха, Хохломы и Жостово, на Высоковский завод елочных игрушек, можно пройти по цехам компании «Красногорсклексредства», куда желающих возят на специальном автобусе от метро «Тушинская». Интересующиеся ядерными объектами могут съездить в Тверскую область и посетить там настоящую Калининскую атомную электростанцию. Тех, кому лирика дороже физики, приглашают в телецентр «Останкино». Можно позвонить в Центр управления полетами, что в подмосковном Королеве, и тоже договориться об экскурсии, включающей посещение главного зала управления МКС, просмотр видеофильма и даже, если повезет, присутствие на сеансе связи с космонавтами. Интересно?