Пляж, а на нем станки, станки...

В мире набирает популярность новый вид экскурсий — на заводы и фабрики

Ярмарки впечатлений

Первые организованные туры на промышленные объекты появились в самом начале 1980-х годов. Тогда европейцы потянулись исследовать старые, заброшенные еще в 1950-х годах заводы, фабрики и шахты, называя их первыми памятниками индустриальной эпохи.

Мода на заброшенные производства, кстати, сохраняется и доныне. Так, на Украине пользуются большим успехом поездки на Чернобыльскую электростанцию. В программу тура стоимостью 130 долларов входит посещение самой ЧАЭС, экскурсия по Припяти и Чернобылю.

Черед действующих предприятий настал чуть позже. Только основной движущей силой тут стало уже не человеческое любопытство, а новая экономическая парадигма.

В 1999 году экономисты Джозеф Пейн и Джеймс Гилмор проанализировали три основных стадии развития экономики — сырьевую, товарную и экономику услуг — и пришли к выводу, что новой стадией должна стать экономика впечатлений.

Сегодня прогресс уже зашел настолько далеко, что обнаружить отличия, скажем, процессоров Intel от процессоров AMD пользователь просто не может. Соответственно, маркетологам становится все сложнее объяснить потребителю, почему он должен купить Intel, а не более дешевый AMD. Естественный выход — наладить с потребителем крепкую дружбу. А для этого его, потребителя, перво-наперво следует пригласить в гости. Пусть придет, посмотрит, как на заводе выращиваются кристаллы, как из них режутся пластины и как потом из этих пластин соз-даются каменные сердца их домашних процессоров. Глядишь, клиент и проникнется любовью к компании. И отныне будет покупать только ее продукцию.

Посторонним вход разрешен

Когда маркетологи концерна Volkswagen просчитывали перспективы вывода на рынок модели Phaeton стоимостью свыше 100 тысяч долларов, они прекрасно понимали, насколько сложно будет пробиться «народному автомобилю» в премиальный сегмент авторынка. И основная ставка была сделана как раз на индустрию впечатлений.

Специально под новый автомобиль в Дрездене рядом с хорошими аэропортами и отелями был выстроен новый сборочный завод, получивший название «стеклянная мануфактура». Тут и вправду все максимально стеклянно: почти все стены. Внутрь пускают любого желающего. Абсолютно бесплатно. Более того, если вы изъявили желание купить Phaeton, фирма оплатит вам поездку в Дрезден из любой части света. А приехав на завод, вы сможете собрать себе такой автомобиль, какой пожелаете. Для этого в общественном центре завода оборудован гигантский сенсорный монитор, на котором заказчик определяет желаемую комплектацию автомобиля. Затем он воочию наблюдает за рождением своего будущего авто. А чуть позже в том же общественном центре новорожденную машину в торжественной обстановке передают счастливому владельцу, который становится еще и немножечко ее родителем.

Так же легко попасть на новый завод BMW в Лейпциге. Основной конструктивной особенностью этого здания является даже не ультрамодный дизайн корпусов, а отсутствие турникетов на входе. Любой желающий может зайти внутрь, побродить по цехам и даже пообедать в рабочей столовой.

Одна из ведущих компаний по производству строительной техники, американская корпорация Case (штат Висконсин), не просто показывает процесс сборки экскаваторов и бульдозеров, но и вывозит гостей на специальный полигон под сложным названием Case Construction’s Tomahawk Experience Centre, где взрослые дяди и тети могут вспомнить детство и поиграть в гигантской песочнице, используя в качестве лопаток и совков бульдозеры и экскаваторы.

На сайте http://www.visite -entreprise.сom можно найти координаты около 1800 только французских предприятий, с нетерпением ждущих гостей. Причем две трети из них приглашают к себе туристов совершенно бесплатно, остальные просят за экскурсию символические суммы в 5, 10, 15, максимум 30 евро. В случае посещения виноделен, кондитерских и прочих пищевых заведений суммы эти в основном идут на дегустации.

Казалось бы, какая реклама нужна таким монстрам, как Boeing или Airbus? Однако и они открывают свои двери практически для каждого встречного и поперечного. Стоимость экскурсий по их объектам не превышает 100 долларов, что с лихвой окупается массой аттракционов, включаемых в программу. Посетители «летают» на настоящих авиационных тренажерах, своими руками собирают действующие маленькие самолеты, сидят в креслах пилотов и даже обедают в «летных столовых».

Пиво, водка, далее нигде

Впрочем, кое-куда можно попасть и у нас.

Первым в сентябре 2004 года пустил к себе экскурсантов московский пивзавод «Очаково». Сегодня попасть на завод достаточно просто: нужно только заполнить на его сайте специальную заявку, и ворота предприятия будут для вас открыты. К вам приставят экскурсовода, а после проведут в специальный музей пива, где вы сможете не только осмотреть экспонаты, но и заняться дегустацией.

У петербургской «Балтики» для промтуристов обустроен специальный стеклянный коридор, проходящий по всему производству под самым потолком, дабы не мешать рабочим. На завершающем этапе экскурсия перемещается на склад готовой продукции, по площади втрое превышающий футбольное поле.

Туристы, предпочитающие более крепкие напитки, могут посетить еще два объекта развитого российского промышленного туризма: заводы подмосковной компании «ОСТ-Алко», более известной в России как «Черноголовка», и флагман отечественного вино- и водкоделия — московский завод «Кристалл».

Главный козырь, которым хвастает администрация «ОСТ-Алко», — уникальная вода. Ее берут с касимовского водного горизонта из трех скважин, две из которых пробурены на глубину 105 метров, а одна — на все 170. Из этого горизонта берет свое начало святой источник преподобного Сергия Радонежского. Само собой разумеется, скважины — один из основных объектов экскурсии, с них она и начинается. После этого экскурсанты проходят вдоль автоматизированной линии, на которой артезианская вода превращается в бутилированную. Далее туристы плавно перетекают в дегустационный зал.

Попасть на «Кристалл» уже не так просто и не так дешево. Для того чтобы проникнуть на предприятие, надо найти группу единомышленников в количестве от 10 человек и в возрасте от 21 года, написать коллективную заявку, договориться с администрацией и заплатить по 1000 рублей за душу.

Еще сложнее попасть на кондитерские фабрики. В Москве можно посетить три: «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «Рот Фронт». Но все сложности компенсируются результатом. Во-первых, все три комбината имеют богатейшую историю и очень даже солидные музеи. Во-вторых, во время экскурсии можно есть все, что пробегает мимо по конвейеру. Количество съедаемого никем и ничем не регламентируется. Кроме того, по завершении на «Бабаевском» и на «Рот Фронте» экскурсантам выдают наборы сладких подарков, а для тех, кто посетил «Красный Октябрь», устраивают чайный стол.

Еще один пищевой гигант, который могут посетить пром-туристы, — Микояновский мясоперерабатывающий завод. Здесь экскурсии проводят по той же схеме, что и на «Балтике», — в новом, напичканном наисовременнейшей аппаратурой здании проложен стеклянный коридор, проходя по которому, посетители могут ознакомиться со всеми стадиями превращения мороженой говяжьей или свиной полутуши в ароматную колбасу.

Конечно, это еще не все. Если постараться, можно попасть на фабрики Гжели, Палеха, Хохломы и Жостово, на Высоковский завод елочных игрушек, можно пройти по цехам компании «Красногорсклексредства», куда желающих возят на специальном автобусе от метро «Тушинская». Интересующиеся ядерными объектами могут съездить в Тверскую область и посетить там настоящую Калининскую атомную электростанцию. Тех, кому лирика дороже физики, приглашают в телецентр «Останкино». Можно позвонить в Центр управления полетами, что в подмосковном Королеве, и тоже договориться об экскурсии, включающей посещение главного зала управления МКС, просмотр видеофильма и даже, если повезет, присутствие на сеансе связи с космонавтами. Интересно?