Этого парня искали по приметам несколько месяцев. Он заходил в вагон под видом провожающего, на ходу предлагал кому-то поднести тяжелые сумки. Дальше просто: смотри, где беспечные пассажиры оставили вещи и вышли покурить на платформу. Они уверены, что севший в купе попутчик - добропорядочный гражданин, которому можно доверять. А это - мошенник, который обчистит вас и удалится с вашими денежками.
В транспортной милиции говорят, что поймать такого вора крайне сложно, потому что о краже, как правило, становится известно слишком поздно. Истории, которые мы услышали от оперативников, весьма поучительны. Ведь летом в южном направлении из Москвы идет 65 поездов - с Казанского, Курского, Павелецкого вокзалов. Это десятки тысяч пассажиров. Карточным шулерам, ворам и прочим искателям легкой наживы раствориться в такой толпе проще простого. Поэтому вокзалы, поезда и курорты как были, так и остаются их любимым местом работы.
Я интересуюсь у бригадира поезда ? 26 Москва - Ижевск Бориса Смирнова, много ли случаев мошенничества было у него на маршруте? Оказывается, до тех пор, пока поезда не стали сопровождать наряды транспортной милиции, от различных гастролеров пассажиры страдали часто. Сейчас на Московской железной дороге дежурит более 1500 транспортных милиционеров, 69 групп сопровождают поезда дальнего следования, а есть еще так называемое негласное сопровождение. Это когда в поезде едут люди в штатском из оперативно-сыскного отдела в качестве пассажиров. Фамилии свои они нам не назвали, но кое-какими секретами поделились.
"ФОРМА ? 36"
- Так на блатном жаргоне называется поездка гастролеров по маршруту с колодой из 36 карт. Хотите, покажу, как все происходит? Вот я сейчас на четверых раздаю. Все честно? А теперь смотрите: все четыре туза уже у меня. Когда мошенник объясняет правила, он беспрестанно говорит. К примеру, правила королевского покера - по две карты. Мол, девятка, шестерка идут по номиналу, туз - одиннадцать, и так далее. Вроде все вам показывает, рассказывает, а сам уже подложил нужные карты сверху. Когда начнется игра, ваш проигрыш предопределен, потому что он отдаст вам то, что не нужно, а себе оставит всю масть. Каталы за одну поездку могут до нескольких тысяч долларов снять.
- А ГДЕ ВЫ ТАКИМ ФОКУСАМ НАУЧИЛИСЬ?
- Были учителя. Мы катал союзного значения в свое время задерживали, таких сейчас на Московской железной дороге человек 15 всего и осталось. Вымирающий вид, старая школа. Они "разводили" красиво. А сейчас играют тупо, на гоп-стоп.
ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
Лох всегда один. Им можете оказаться и вы, если очень азартны. К тем, кто играть не хочет, особо не пристают. Но сначала игра идет вроде по-честному. К вам "случайно" заходят из соседнего купе и предлагают сыграть. 3-4 человека включаются в игру. Обязательно стелется газета - деньги якобы класть на голый стол нельзя, примета плохая. Лох выигрывает раз, второй, третий - ура, все деньги его! Только руку протянул - ребятки спокойно газетку сворачивают и выходят с его денежками из купе. Остальные двери блокируют. Как их остановишь, четверых? И вас никто не обманывал, вы добровольно сели играть. А ведь карты-то все крапленые или подрезанные были. Правда, иногда каталы проявляют благородство. Если лох везет с собой, к примеру, 20 тысяч и все проиграл, тысячу на дорогу оставляют.
ПОЛЕ ЧУДЕС
К вам в купе входит хорошо одетый мужчина с кожаным портфелем и дорогими часами. Перезнакомившись со всеми, начинает рассказывать анекдоты, галантно ухаживает за дамами и становится душой компании. Когда пассажиры - назовем их Елена и Александр - выходят в тамбур покурить, он отправляется с ними. Тут же появляется еще один пассажир и тактично интересуется, не мешает ли им шум в соседнем купе. Дальше идет воодушевленный рассказ о том, как его теща выучила новую игру, которую ей за кулисами показал телеведущий "Поля чудес" Леонид Якубович. Тут же у него в руках появляется колода карт и начинается пересказ простых правил. Для наглядности нужно подержать в руках по две карты и поставить на кон любую мелочь - спички, зажигалку... Александр, чтобы навязчивые попутчики отвязались, отдает 100 рублей. Игра пошла! Тут же появляется еще один желающий, который ставит уже 1000. Дальнейшее, по словам Елены, было похоже на гипноз. Никогда не игравшая в азартные игры и знающая, что в поездах это особенно опасно, она даже не помнила, как выложила из сумочки 2500 долларов, которые везла, чтобы заплатить за обучение дочери. Как только все деньги оказались на кону, один из парней тут же вырвал их из рук и выскочил в тамбур.
СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
- Сейчас в моду вошел азалептин, - продолжают милиционеры. - Таблетки такие. Добавляют его обычно в пиво. "Работал" у нас на Казанском вокзале один такой, мы ему кличку дали Представитель - больно шикарно выглядел. Степенный, в дорогом костюме и при галстуке, с золотыми часами. Знакомился обычно с обеспеченными пассажирами, ожидающими поезд, предлагал скоротать время за пивком, приглашал в кафе. Там и угощал азалептинчиком. Потом провожал пассажира до поезда и даже заботливо усаживал в купе. Тот сразу же вырубался, а вор обчищал его до нитки и выскакивал из поезда на ходу. Проснется человек через 12 - 14 часов и ничего не вспомнит. А взяли Представителя благодаря камерам видеонаблюдения. У нас ими оснащены сейчас все вокзалы и привокзальная территория, и даже некоторые поезда - всего около 1000 видеокамер работает.
ИКРА ЧЕРНАЯ, ХАЛЯВНАЯ
В дежурную часть, где мы находимся, входит расстроенная девушка и рассказывает новую историю:
- Домой я еду, во Владикавказ. Подарки всем купила. Сижу, жду поезда. Тут симпатичный мужчина подходит. То-се, куда-откуда? Я ему о себе рассказала, он тоже. Мол, из Магадана, черной икрой сейчас занимается, едет по делам. Не хочу ли я у него икорки по 300 рублей за килограмм купить? Я обрадовалась: дешево! Только, говорю, банки-то у меня нет, куда накладывать будете? Он посоветовал пойти и огурцов трехлитровую банку купить, выбросить их, а туда икру-то, мол, и положим. Я, как дура, и пошла. Хорошо хоть сумку с документами забрала. Возвращаюсь с пустой банкой - ни черной икры, ни сумок с подарками...
Сотрудники милиции составили протокол, затем просмотрели видеозапись камеры наблюдения. А ребята-оперативники сказали нам откровенно, что в дальней дороге на юг каждый человек должен прежде всего сам не подставляться, не ловить "легких" денег и чаще оглядываться по сторонам, особенно на вокзалах. Больше доверять милиции, потому что реально помочь смогут только там.