"НЫРЯЛЬЩИКИ" ЗА УДАЧЕЙ

Арбитрам теперь совсем тяжко. Вот игрок катается по полю чуть ли не в предсмертных судорогах. На лице - гримаса боли, изо рта - чуть не пена. Но покажет судья сопернику желтую или красную карточку, назначит штрафной в сторону ворот противника, глядишь, а страдалец-то оказывается живой. Уже и встал, и даже побежал гол забивать.

А ведь еще в начале года президент ФИФА Блаттер заявил, что отныне за симуляцию футболисты будут удаляться с поля. Казалось, что многим футболистам, любящим картинно "нырять" в чужую штрафную или долго корчиться на поле, станет действительно плохо.
Но надежды так и остались надеждами. И на чемпионате мира в Германии безнаказанных артистов развелось видимо-невидимо. Итальянец Гроссо, украинец Шевченко, португалец Криштиану Роналду... С последним вообще связана прелюбопытная история. В четвертьфинальном матче с англичанами Криштиану сделал вид, что получил удар ногой от британца Уэйна Руни. В результате любимца всей Англии изгнали с поля, а его команда уступила в серии послематчевых пенальти.
А между тем Роналду и Руни играют в одном клубе - "Манчестер Юнайтед". Уэйн уже заявил, что не желает видеть Криштиану и обязательно отомстит ему за ту симуляцию. А недавно стало известно: Роналду почему-то хочет перейти из "Манчестера" в "Реал". Может, действительно боится мести одноклубника?
Впрочем, Криштиану Роналду уже не исправить. В полуфинале с французами он валился на поле как подкошенный по поводу и без повода. Но все его "рыбки" главный арбитр оставил без внимания. Вот только, как бы ни кривились английские и французские болельщики, но дурной пример, как говорится, заразителен. Недавно в британской прессе появились статьи, в которых говорится, что в клубных школах юные футболисты все чаще копируют взрослых. И на тренировках, и в матчах мальчишки предпочитают не обыгрывать соперников, а просто картинно падать при первом же столкновении.
В России симуляции на поле пока не приобрели характер эпидемии. Однако и отечественные тренеры все чаще жалуются на то, что обучать мальчишек техническим премудростям становится все сложнее. Слишком велик соблазн для начинающих игроков "обыграть" соперников самым легким способом. Ведь научиться красиво падать в любом случае легче, чем овладеть техникой того же Криштиану Роналду.
И вспоминая, к примеру, злосчастный матч сборных Португалии и России (1:7), бессмысленно отрицать, что все мячи в наши ворота соперники забили, твердо держась на ногах. Так что нашим футболистам и тренерам делать ставку на артистизм бессмысленно - во встречах с более техничным и искушенным соперником, лежа на газоне, уж точно ничего не добьешься.
МНЕНИЕ АКТЕРА
Михаил БОЯРСКИЙ,
актер театра и кино:
- Как бы португальцы ни изощрялись в памятном матче с голландцами, где было показано 16 карточек, мне другие встречи запомнились больше: Германия - Италия, Франция - Бразилия и, конечно, финал. Вот где была настоящая футбольная драматургия, если уж сравнивать футбол с театром! А "фокусы" симулянтов - безвкусица. Мне легко отличить истинное падение от наигранного. Вдруг человек начинает корчиться, хотя его едва коснулись. Какой бы он ни был актер, духу игры это все равно противоречит, а потому фальшиво. Вот, к примеру, хоккеисты - столкновений там куда больше, но чтобы они начали симулировать... Их если уносят с площадки, то только без сознания. Вот уж действительно: либо со щитом, либо на щите! Нет, я сейчас не хочу сказать, что футболисты поголовно - трусы. Просто в их вид спорта слишком глубоко проникли элементы шоу. Увы, дешевого.
ДИАГНОЗ ОТ ПСИХОЛОГА
Владимир СОПОВ,
профессор кафедры
педагогики и психологии
Российского государственного
университета физической культуры:
- Симуляции на поле становятся частью грязной игры. Игроки, падающие без причин, сами часто готовы ударить по-настоящему, но в тот момент, когда этого не видит арбитр. Не случайно же самым грубым матчем на чемпионате мира в Германии стала встреча португальцев и голландцев. Те и другие выпрашивали у судей штрафные, а сами при первой возможности били соперников всерьез. В той ситуации нашему арбитру Валентину Иванову с трудом удалось удержать игру под контролем.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ АРБИТРА
Александр КОЛОБАЕВ, арбитр ФИФА:
- Симулянты - самое большое несчастье современного футбола. Судья ведь тоже живой человек и не может уследить за всеми футболистами сразу. Вот "артисты" этим и пользуются. Но если я нахожусь рядом с местом событий, отличить симуляцию от настоящего падения несложно. Игрок, выпрашивающий пенальти или штрафной, всегда упадет картинно, со всего маху, а потом будет долго лежать на газоне, призывая врача. В российской премьер-лиге есть игроки, для которых симуляция стала чуть ли не второй профессией. Называть их не буду, но каждое падение этих футболистов во время матча всегда рассматриваю "под микроскопом". И пусть они это знают.
ХРОНИКА МИСТИФИКАЦИЙ
3 июня 2002 года во время матча чемпионата мира между сборными Бразилии и Турции случился эпизод, после которого и началась борьба с симуляцией. Перед самым финальным свистком турок Хакан Унсул пнул мяч в сторону Ривалдо, угодив сопернику в ногу. Тот "вдруг" схватился за лицо и рухнул на поле. Корейский судья Ким Юн Чжу показал Хакану желтую карточку и удалил его, поскольку предупреждение оказалось у игрока уже вторым по счету. Формально наказание было справедливым, однако всех поразила явная симуляция Ривалдо.
18 июня 2002 года на том же 17-м чемпионате мира команда - хозяин турнира, сборная Кореи, неожиданно обыграла в 1/8 финала Италию, причем решающий гол был забит за три минуты до конца дополнительного времени. Такой исход встречи оказался во многом предопределен удалением лидера итальянцев Тотти. Очередное падение форварда в чужой штрафной арбитр встречи эквадорец Байрон Морено расценил как симуляцию и предъявил ему вторую желтую карточку в матче.
26 июня 2006 года в Кайзерслаутерне грубо ошиблась вся судейская бригада. На последней минуте основного времени матча Италия - Австралия испанский арбитр Медина Канталехо фактически подарил победу команде с Апеннин, назначив пенальти после падения в чужой штрафной защитника итальянцев Гроссо. Между тем было хорошо заметно, что никакого фола со стороны австралийцев не было - Гроссо попросту упал на траву. Но получилось это у него довольно артистично.