Не все страны, как водится, воспользуются этим почетным правом. В прошлом году, например, на приглашение американской академии откликнулось только 50 кинодержав. Остальные, надо думать, трезво оценили свои силы в предстоящей битве за "Оскар" и не стали загружать американских академиков зряшной работой по отсмотру не бог весть каких "шедевров". В итоге победила глубокая, человечная испанская лента "Море внутри", в неожиданном ракурсе трактующая такую малоисследованную искусством тему, как право человека на эвтаназию, сиречь добровольный уход из жизни.
Российское кино на "оскаре" почему-то представлял отечественный блокбастер "Ночной дозор" про вампиров и всяких прочих вурдалаков, откровенно скроенный режиссером Тимуром Бекмамбетовым по голливудским лекалам. Шансов на вожделенную статуэтку у него заведомо не было - снимать "как в Америке" мы все равно научимся нескоро (да и надо ли?). Даже бюджет нашей ленты в 1,6 миллиона долларов поистине смехотворен для американской киноиндустрии, где в крупные зрелищные проекты вкладывают в сто раз больше сил и средств. Так что "Ночной дозор" мимо "Оскара" закономерно пролетел, не войдя в пятерку номинантов. Туда ему, как говорится, и дорога, но не повторить бы ошибку и в этом году...
Давно известно: удивить Америку мы можем только глубоко национальным фильмом, основанным на традициях русской истории, русской культуры. Мы становились интересны миру, когда старались говорить своим голосом, а не пытались подражать изменчивой кинематографической моде. Так было в Канне, где еще в 1958 году победила великая картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Так было в Венеции, где фильмом "Иваново детство" гениально дебютировал молодой Андрей Тарковский, а его успех позже развили Никита Михалков с "Ургой" и Андрей Звягинцев с "Возвращением". Так было в Берлине, где прогремели "Восхождение" Ларисы Шепитько и "Тема" Глеба Панфилова. Так было на "Оскаре", где обладателями престижной награды становились фильмы "Война и мир" Сергея Бондарчука, "Дерсу Узала" Акиры Куросава (эту ленту выдающийся японский мастер снял по роману В. Арсеньева в дальневосточной тайге с российскими актерами), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова и "Утомленные солнцем" того же Никиты Михалкова. Ни в одной из этих блистательных лент нет желания "угодить" американским академикам, угадать их вкусы, а есть правда - порой кровавая и горькая, порой простодушная и светлая - о нашей стране, нашей истории, нашей с вами общей жизни.
Только этим путем, надо полагать, и должно идти впредь. Российский "оскаровский" комитет, который в последние годы возглавляет Владимир Меньшов, при оценке фильмов-претендентов на "Оскар" призван, как мне кажется, решительно отбросить соблазны сиюминутной околотворческой конъюнктуры, а тем более резоны ложно понятого товарищества. Все-таки разговор идет о престиже нашего кино, престиже России. Поэтому нужно выбирать картину на "Оскар", исходя исключительно из критериев подлинного искусства и правды. И тогда ориентированные на откровенную коммерцию фильмы типа "Ночной дозор" или "Статский советник" комитетом даже не должны рассматриваться. А будет ли при этом основополагающем, корневом условии послан на "Оскар" замечательный фильм "Свои" Дмитрия Месхиева, или лучший фильм Александра Сокурова "Солнце", или самая прозрачная лента Киры Муратовой "Настройщик" - это не так уж и важно. При всем моем разном субъективном отношении к этим конкретным фильмам. Так или иначе, но они проходят по ведомству серьезного искусства. А "Ночной дозор" и т. п. - это по ведомству исключительно "кассы".