Валерий ДРАГАНОВ, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:
- Думаю, эта норма со всех точек зрения самая оптимальная, удобная и к тому же соответствующая мировому опыту. Трехлетний срок исковой давности по заключенным сделкам благоприятно скажется на инвестиционном климате в экономике. Очень важно, что на законодательном уровне еще раз подтверждена защита законных интересов собственников, физических и юридических лиц.
Наталия СМИРНОВА, аналитик финансового рынка:
- Это положительная новость. Новая норма, безусловно, снижает риски, опасения по части того, что права собственности могут быть пересмотрены. Прежде всего это касается прав миноритарных акционеров, которые не в курсе подводных течений и до сих пор боялись покупать акции крупных компаний. Теперь мелкие акционеры могут надеяться, что структура акционеров компании не изменится в результате недружественных действий конкурентов.
С другой стороны, вряд ли один законопроект сделает невозможной практику насильственного передела собственности. Как показывает практика, для этого могут использоваться налоговые и иные претензии.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- Бизнес со времени пресловутых залоговых аукционов настоятельно требовал объявления амнистии. Если бы это случилось раньше, то действительно бы вызвало бурю восторгов. А сейчас этот документ по большому счету никто не заметил.
Сегодня иностранные инвесторы, проявляющие сейчас небывалую активность, находятся в России в привилегированном положении. Опираясь на поддержку своих государств, они получают на нашем рынке преимущества. Российские же бизнесмены вынуждены либо искать компромисс с властью, либо продавать свои компании иностранцам. В итоге складывается парадоксальная ситуация: при росте иностранных инвестиций с начала года в 9 млрд. долларов происходит массовое бегство из страны российского частного капитала. В родном доме жить неуютнее, чем на чужбине.
Оксана ДМИТРИЕВА, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам:
- Не думаю, что принятое решение будет иметь серьезное значение для экономики. Дело в том, что по самым проблемным, с точки зрения законности, так называемым залоговым аукционам срок уже истек.
Положительный же эффект амнистии в том, что частная собственность в России, в том числе полученная в порядке приватизации, неприкосновенна. Главное теперь, чтобы этот эффект не был нейтрализован ухудшением условий ведения бизнеса и растущей коррупцией.