ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС БЮРОКРАТИИ

"Правительство провело инвентаризацию функций министерств и ведомств и насчитало их порядка пяти тысяч, - заявил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. - При этом выяснилось: почти каждое считает, что его функции надо не сокращать, а расширять... Видимо, правительству нужно помочь, очевидно, нужен дополнительный политический импульс. Конечно, он будет дан..." "У государственного аппарата - "избыточный вес". Отсюда и все наши хвори", - считает Сергей ШАТИРОВ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Сегодня он высказывает читателям "Труда" свою точку зрения на предстоящую административную реформу в стране.

Проблема радикального сокращения многочисленных функций многочисленных министерств и ведомств (а значит, и чиновников) настолько перезрела, что ею серьезно озабочен глава государства. Стране "жизненно необходима административная реформа", которая "слишком затянулась", сказал он, призвав "ограничивать бюрократию директивно".
Однако родное правительство, судя по темпам решения этой проблемы, гирями повисшей сегодня на всех других реформах, на развитии отечественной экономики, по-иному видит ситуацию. В кабинете министров до сих пор нет на этот счет единого мнения, хотя начало преобразований в государственном аппарате значилось еще в прошлогодних планах правительства. Как иначе объяснить расхождения по цифрам, определяющим количество лишних и дублирующих, избыточных, как их благозвучно называют сами чиновники, функций?
На начальном этапе речь шла о ликвидации порядка ста функций. При ближайшем рассмотрении оказалось, что эта сотня уже утратила свою актуальность в связи с простым изменением действующего законодательства. В начале апреля вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин публично заявил о намерении правительства упразднить около тысячи должностей в государственном аппарате. По его словам, сокращение числа служащих предполагается в связи с предстоящим принятием закона о лицензировании, который предусматривает резкое сокращение лицензируемых видов деятельности. Он даже конкретизировал "расклад" такого сокращения: число сотрудников центрального аппарата уменьшится на 150 - 200 человек, а в регионах - от 700 до 1000. В мае Министерство экономического развития и торговли во главе с Германом Грефом выявило всего лишь около 500 "лишних" функций госаппарата - об этом сообщил зам.министра Михаил Дмитриев. Правда, это только те, ненужность которых удалось доказать. Да и они, по словам чиновника, вовсе не обязательно будут упразднены. Согласитесь, все эти цифры по сравнению с общим числом в 5 тысяч государственных функций, - не впечатляют.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что избыточных функций можно насчитать не 500, а в два-три раза больше. Михаил Касьянов пообещал огласить в июле конкретные предложения по отмене избыточных аппаратных функций, а к сентябрю - оформить их соответствующими законами. Но оперативности в этом деле не видно. Парламент, например, так и не дождался обещанные на весенней сессии правительством поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы по финансовому обеспечению той же "большой" административной реформы.
Однако же преобразования в госаппарате надо начинать. Это вопрос политико-экономический. Тогда и реформы пойдут живее, и социальная ситуация в стране изменится к лучшему.
Понятно: чиновничье корпоративное сопротивление будет очень сильным и не обойтись без "дополнительного политического импульса", о котором сказал Владимир Путин. Подобные административные реформы периодически проводятся во многих развитых странах.
Однако и без западного опыта видно: правительство России нуждается в оздоровительном "перетряхивании". В том же Министерстве экономического развития и торговли - "локомотиве" реформ, как его иронично именуют журналисты, работает громадное число замов. Но предложенная здесь концепция реформирования аппарата - может выродиться в битву с гидрой, у которой вместо одной отрубленной головы вырастают новые...
Сегодня в России чиновничье засилье нередко оборачивается настоящими трагедиями, лишнее подтверждение тому - недавняя авария на прокопьевской "Зиминке". Как выяснилось, шахта (да и близлежащие предприятия, где горные работы ведутся в особо опасных условиях при крутом залегании пластов) работала фактически без переоформленной лицензии Минприроды на отработку полезных ископаемых. Расследование показало: лицензии не были своевременно переоформлены из-за волокиты при их рассмотрении - очередь в этом ведомстве растянулась на два года. И никто не бил тревогу.
Идея Минэкономразвития провести эксперимент по сокращению избыточных функций и кадров в двух-трех ведомствах выглядит отработанным приемом бюрократии по затяжке времени.
На днях пытался на официальном интернет-сайте Минэкономразвития найти какие-либо документы по концепции реформирования госаппарата. Безуспешно. Зато на глаза сразу попался раздел "Вакансии". Таковых только для структурных подразделений самого министерства заявлено почти три сотни.
Осуществление административной реформы, по оценкам наших специалистов, позволит федеральному бюджету сэкономить от 8 до 10 миллиардов рублей в год. По расчетам самого Минэкономразвития, эта сумма соответствует примерно 12-15 процентам всех расходов, которые сегодня идут на содержание органов исполнительной власти. Как видим, по любым расчетам цена вопроса высока.