С этого письма началась наша беседа с профессором, доктором экономических наук, вице-президентом Российского общества социологов Анатолием Овсянниковым.
- Все - суровая реальность, хотя в последнее время ситуация стала понемногу улучшаться. В проекте бюджета 2002 года предполагается увеличить расходы на образование на 22,9 процента, социальная сфера должна получить 159 миллиардов рублей вместо нынешних114,9. И это естественно: ведь положение учительства свидетельствует о положении общества. Еще недавно во всем мире главным было развитие производства, теперь наиболее эффективны и прибыльны вложения в "человеческий капитал". К примеру, в Японии один процент увеличения расходов на образование приводит к двум с половиной процентам роста валового национального продукта. Расходы на образование - это инвестиции, обеспечивающие качественную жизнь, рост общественного благосостояния.
- "Человеческий капитал" создается в школе. Какова его "цена" в нашей стране?
- Мы долгие годы убаюкивали себя, утверждая, что образование у нас лучшее в мире. Сейчас, во всяком случае, это не так. Сами учителя оценивают нашу систему образования (при определенной условности такого рода оценок) всего в 3,3-3,4 балла по пятибалльной системе, население - в 3,2-3,3 балла. Материальную базу школ учителя оценивают на 2,4 - чуть-чуть выше двойки! Степень освоения информационных технологий - в 2,6 балла. А когда мы говорим, что школа посредственна, - это значит, что социальный механизм по производству человеческого капитала вырабатывает посредственность.
- И даже те специалисты, которых мы готовим, часто оказываются невостребованными?
- Если десять лет назад спрос на квалифицированные научно-технические кадры оценивался в 3,1 балла, то нынче - в 1,1. Вроде бы все понимают: ученье - свет. Но - обучили, а что дальше? Только 2 процента выпускников сельскохозяйственных вузов находят работу по специальности. Не потому ли за последние десять лет полтора миллиона талантливых, инициативных людей с высшим образованием покинули страну?
- Недавно проводили опрос выпускников: лишь единицы хотят стать учителями...
- Труд учителя давно перестал быть престижным. Когда-то учитель в городке, на селе был первым человеком, к нему шли за советом, за помощью. А сейчас он ничем не отличается от своего окружения. Есть пирамида Госкомстата - уровень зарплаты по отраслям. Система образования там в самом низу. О невыплатах заработанного уже не говорю. 43 региона даже нынче, несмотря на предпринимаемые нынешней властью меры, имеют задолженность по зарплате перед учителями. Вот недавний случай, потрясший общественность в Красноярске: умерла учительница, потому что ей не на что было купить лекарство...
Известно, что во всем этом прежде всего повинно руководство на местах, в регионах, поскольку выплаты идут через местные бюджеты. Тут надо что-то менять. Особенно тяжело положение учительства на селе. Огород давно стал источником выживания. Преподавательница идет на урок, проведя все раннее утро на грядках. Корова не кормлена, дети голодные. В старенькой юбчонке, в стоптанных туфлях, вечно озабоченная бытовыми проблемами - может ли она вызвать почтение у своих учеников?
- Учителя когда-то причислялись к "среднему классу". То есть к людям обеспеченным...
- Но что такое нычне средний класс? Мы привычно говорим: опора державы, гарантия от революций, от социальных потрясений. Но... Даже в СССР учителя были однородным, тоже недостаточно, но худо-бедно обеспеченным слоем, "ядром" интеллигенции. А социальная структура современной России крайне неустойчива. Только за последние годы более 40 процентов населения изменили свой социальный статус в худшую сторону. Это коснулось и учителей. Лишь 2 процента считают положение учительства удовлетворительным, 40 - тяжелым, 58 - бедственным. Пытались мы выяснить, как элементарно живет учитель. Регулярно питаться, не испытывая при этом материальных затруднений, может лишь немногим более половины педагогов. Покупка новой добротной одежды или бытовой аппаратуры стала для них редкостью. А приобрести автомобиль, новую мебель, квартиру может позволить себе лишь один процент учителей - и то, как правило, за счет заработков других членов семьи.
До половины педагогов просто недоедает. А что такое голодный учитель? Легко представить, о чем он думает, идя в школу...18 процентов признались, что как интеллектуалы они деградируют, 20 процентов - что не являются образцом для своих учеников и их родителей. И у большинства теряется вера в будущее: 58 процентов опрошенных оценивают перспективы своей жизни с тревогой, неуверенностью, а то и с отчаянием.
Учителя теряют одно из самых драгоценных своих качеств - терпимость, как нынче говорят - толерантность. Многие педагоги (процентов примерно 20) как они деликатно признаются, "не любят" детей из богатых семей - осуждают их модную одежду, дорогие украшения. Да и то сказать: состоятельные отпрыски подчас ведут себя в школе вызывающе - демонстрируют особое неуважение к учителю лишь за то, что он плохо, старомодно одет. Знания, культура, которые он несет, их попросту не волнуют - дескать, мои родители университетов не кончали, а живут неплохо - вот вчера золотые сережки подарили...
Эта социальная разобщенность опасна. Многие состоятельные родители отдают своих детей в учебные заведения, где из-за высокой оплаты доступ для бедных попросту закрыт. Если эта тенденция сохранится, возникнет два типа школ: для "наследных принцев" и "наследных нищих".
- А сами учителя верят и нынче в высокое предназначение школы, в то, что осуществятся перемены?
- Педагоги лучше других знают, вполне ли востребованы у нас знания. И все же 69 процентов ответили, что образование является условием благополучия и жизненного успеха, что для выхода из общественного кризиса надо в первую очередь развивать школу. Тут они разительно отличаются от массы людей, которые считают, что богатство, процветание в жизни мало зависят от образования. Многие полагают, что надо поднять экономику, и тогда в стране появятся деньги на образование. Но ведь без образованных, квалифицированных людей и экономику не поднять...