- Владимир Александрович, как ощущаете себя в роли врача?
- Белый накрахмаленный халат руководителя крупного медучреждения дисциплинирует, как и военный мундир, придает начальственную осанку, меняет тембр голоса. Образ непривычный, хотя среди моих друзей, знакомых и даже родственников немалое число медиков. Самый главный врач для меня, конечно, моя жена Ольга. Правда, она не хирург, а стоматолог, у нее своя стоматологическая клиника. К тому же мой друг - профессор, доктор наук, член-корреспондент Академии медицинских наук Игорь Осипов - сначала был консультантом сериала "Я лечу", а сейчас он один из авторов сценария.
- Ваш герой скальпель в руки не берет?
- В прошлом я неплохой хирург. Но в последнее время стал больше администратором, нежели практикующим врачом.
- Вы сейчас про Лобова говорите?
- Да, я когда сажусь в машину, чтобы ехать на съемки, сразу превращаюсь в Олега Лобова. Должность меня, то есть Лобова, возвысила, но, с другой стороны, некоторые качества он утратил. Поэтому возникают определенные трения с врачом Гордеевым, которого играет замечательный актер Влад Галкин.
- Крови не боитесь?
- Боюсь. Недавно снимали сцену, в которой моего сериального сына Глеба прооперировали. Его так натуралистично загримировали, что когда я вошел в реанимацию, то у меня закружилась голова, но, думаю, не от вида крови, а от сильного погружения в предлагаемые обстоятельства. А однажды на съемках картины "Повесть непогашенной луны" по повести Бориса Пильняка я реально грохнулся в обморок. Съемки происходили в Боткинской больнице, в той самой операционной, где оперировали моего героя Фрунзе. Я пришел на озвучание сцены операции, не зная рабочего материала заранее. Вдруг вижу, как ко мне, лежащему на столе, подносят скальпель и показывают настоящую полостную операцию. То есть это была монтажная перебивка. Раньше и без компьютерной графики наши мастера кино умудрялись делать все реалистично. От увиденного мне поплохело, и я упал.
- Но, судя по тому, что вы собирались в космос, здоровье у вас отменное?
- Я никогда не курил. К тому же, видимо, мне досталась неплохая наследственность от предков. Хотя в театре вполне можно выходить на сцену больным, с чудовищной температурой, с воспалением легких...
- Можно или нужно?
- Я бы сказал - и нужно. Есть известное выражение Владимира Ивановича Немировича-Данченко: "Причина, по которой актер не может явиться на спектакль, только одна - смерть, и то не всегда!" Многие мои коллеги выходили на сцену "на последнем издыхании", когда вокруг все плывет в тумане, когда держишься только на обезболивающих препаратах. Странно назвать это нормой, но ведь тысячи зрителей, пришедших на спектакль, не виноваты. Помню, у меня был страшный отит - воспаление среднего уха, жуткая боль, в 15.00 меня прооперировали, а в 19.00 я играл спектакль - под уколами. Когда спектакль закончился, мне вкололи промедол, и я отключился. Было это лет двадцать назад...
- Лучше в кино снимайтесь, тут даже бутербродами с докторской колбаской кормят...
- Не говорите, особенно комфортно работать с каналом СТС - у меня здесь уже третий проект. Первым был фильм "Грехи отцов", затем - "Кадетство". У меня сложились очень теплые, человечные отношения с генеральным продюсером, автором идеи Вячеславом Муруговым.
- Будет ли продолжение "Кадетства"?
- Будет, я даже знаю рабочее название - "Кремлевские курсанты", жду с нетерпением, соскучился по своему персонажу - прапорщику Кантемирову, который принес мне огромную популярность. Кто-то называет сериалы низким жанром, но я категорически не согласен. Здесь иная специфика работы, чем на съемках полнометражного кино. Там можно снять за день двухминутный эпизод и считать, что ты победил. А в телефильме за день снимается много сцен по 15-20 минут, при этом на экране должна быть внятность. Раз я вошел в эту реку, то в полной мере несу ответственность за все, что делаю. Могу и в рекламе сняться: я актер, и не на рынке же мне торговать.
- Вы знаете, чем закончится "Я лечу"?
- Я намеренно не читаю сценарии до конца, чтобы было интересно. Это все равно что проживать свою жизнь и знать, чем она завершится.
- А когда же выйдет 24-серийный фильм "Полонез Кречинского"?
- С момента окончания съемок прошло полтора года, и я сам жду не дождусь. В этом фильме по трилогии Сухово-Кобылина "Свадьба", "Дело" и "Смерть" я сыграл две роли - Кандида Касторовича Тарелкина и Силы Силыча Копылова. А какой в нем актерский состав: Оля Волкова, Володя Ильин, Игорь Ливанов, Саша Абдулов!
- Вы поразительно востребованны в театре и кино. Для вас работа - главное в жизни?
- В последнее время изменилась система координат: на первый план вышла семья, дом, близкие. Все остальное - потом.
- У вас есть семейные традиции?
- Каждый год на Пасху мы бываем в Сергиевом Посаде, ездим к духовнику моей жены отцу Сергию. В этом году первый раз изменил этой традиции, так как ровно перед началом всенощной поднялся в небо - летел на гастроли в Екатеринбург. Как только в работе появляется окошко - я к своим. Первую половину мая провел на гастролях в Германии. Поездка оказалась замечательная, но она омрачалась тем, что рядом не было семьи. Сейчас Ольга и Глаша едут отдыхать на Канарские острова, потом заглянут в Барселону к сыну Ольги Мите. Ему уже 24 года, он окончил в Англии медуниверситет. Потом три года писал мастерскую (по-нашему - кандидатскую) в Германии. Митя занимается генной инженерией, он успешно защитился, и его пригласили работать в Барселону. В прошлом году мы вместе к нему ездили. В этом году я работаю, но, может быть, заеду к ним дней на пять.
- Владимир Александрович, у вас две дочери с разницей в возрасте почти в четверть века. Есть различия, как росли старшая, Агриппина, и младшая, Глафира?
- Даже в мелочах. До Глафиры у меня еще был Данила - внук, сын Грани, он старше своей тетки на три года. Сейчас ему 14 лет. Так что я плавно подготовился к появлению Глаши. Времена колоссально изменились. Когда родилась Граня, я каждое утро при любой погоде ходил на молочную кухню, сдавал бутылки, брал новые. Сейчас в магазинах все есть, а тогда надо было стирать марлевые подгузники. О памперсах я узнал с появлением Данилы, но тогда они были страшным дефицитом, мы запасались впрок. Помню, в 90-е годы я был с "Ленкомом" на гастролях в Нью-Йорке, у моего покойного товарища Петра Штейна должна была родиться дочка, и он вез из-за океана огромные тюки памперсов. Конечно, разница в восприятии есть: то ли дело стать отцом в 25 лет, то ли - в 49. Перед зачислением в отряд космонавтов в Институте медико-биологических проблем мы проходили огромное количество медицинских тестов. Помню, там была процедура, неприятная и неловкая, когда у тебя берут сок предстательной железы. Меня хотели от нее освободить в связи с тем, что я недавно стал отцом.
- Хотели бы Данилу и Глашу тоже видеть в актерской профессии?
- Данила официально объявил, что следующей весной поступает в театральный. Он профессионально занимается плаванием. Хотя играл в андеграундном "Театре.doc". У него богатый опыт выступлений в капустниках "Сатирикона", на моем юбилее, на маминой свадьбе. Данила специально перешел в экстернат и уже на два года опережает сверстников. Задатки я у него вижу и поэтому спокоен за его будущее. Глаша - фанатка "Кадетов", "Папиных дочек", плавно переходит к "Я лечу". Пока она увлеклась сочинением эссе. Мне на 60-летний юбилей дочка сделала необычный подарок - выпустила книжку "Там за горою лето". Сейчас Глаша переводится в другую школу, я забирал итоги тестов и был приятно удивлен: 97% ответов - верные. По-моему, неплохо.
- Дочь первую книгу издала. А вы собираетесь?
- Да, не так давно мне поступило предложение от издательства "Вагриус", и я теперь ночами пишу шариковой ручкой в дочкиных тонких тетрадках. Собираюсь построить на даче второй дом и там оборудовать кабинет. Автобиографическая повесть мне не интересна. Писательство для меня - как другая планета. Надеюсь, что следующий сценарий Вячеслав Муругов напишет про журналистов, чтобы я понял всю вашу "кухню". Помните, Тригорин говорил Нине Заречной, что хотел бы побывать на ее месте, потому что не знает, что чувствуют молодые девушки в 18 лет, и оттого молодые девушки в его повестях получаются фальшиво.
НАШЕ ДОСЬЕ
Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде. В 1970 году Стеклов окончил Астраханское театральное училище, в 1970-1972 годах проходил срочную службу в музыкальном взводе в Ахтубинске. Был актером в городке Кинешма Ивановской области, с 1977 года - в Петропавловске-Камчатском. В 1982 году камчатский театр приехал на гастроли в Москву со спектаклем "Идиот", Владимира Александровича заметили и пригласили в Театр им. Станиславского. В 1989 году Стеклов перешел в "Ленком". С 1996 года играет в театре "Школа современной пьесы". В 1997-2000 годах проходил подготовку к полету на станцию "Мир" для съемок в фильме Юрия Кары "Тавро Кассандры", но в космос так и не полетел из-за недостаточного финансирования проекта. Снялся более чем в 50 художественных фильмах.
С первой женой, актрисой Людмилой Мощенской, Владимир Стеклов прожил более 20 лет, их дочь Агриппина Стеклова играет в театре "Сатирикон". Второй женой актера была актриса театра "Ленком" Александра Захарова.