После парада

По традиции эфир всех каналов за неделю до и после Дня Победы был заполнен фильмами и сериалами о войне

Проводимые в честь Дня Победы прямые трансляции парада всегда собирают рекордную аудиторию. Никаким шоу, сериалам и футбольным матчам подобные цифры и не снились. Причина такого внимания известна, но помимо гражданского самосознания есть еще и та, что за последние годы наше ТВ научилось превращать трансляции с Красной площади прямо-таки в конфетку! Проходы военной техники, показанные с использованием спецэффектов, стали представлять собой зрелище мирового уровня. Его-то каждый раз и ожидает аудитория, включая утром 9 Мая телевизоры. Но в этом году картина оказалась несколько иной.

В «мирном» 2020-м доля аудитории прямой трансляции парада составила 86,2%. Есть основания предположить, что у нынешнего она будет больше. И вовсе не потому, что его помимо телевизоров показывали даже в мониторах вагонов метро. Дело в том, что предшествующие события не могли не поспособствовать зрительскому ажиотажу. Речь идет об атаке беспилотников на Кремль. Из-за этого инцидента официально отменили воздушную часть парада. Но из-за него же — что греха таить? — многие смотрели парад с повышенным вниманием. Не дай бог: Вероятно, и частью зрелищности съемочным группам пришлось пожертвовать ради безопасности. Не было скользящих на высоте птичьего полета камер, ярко передающих масштаб действа. Да и вообще по сравнению с прошлыми годами картинка на экране оказалась куда скромнее.

Как, впрочем, и сам парад. И по времени он был короче, и по демонстрируемой технике менее разнообразным. Из танков — так вообще один исторический Т-34 проехался. Логично. К чему демонстрировать разные самоходки с установками РСЗО, коли их и без того каждый день показывают в новостях во всех подробностях? Как готовят к бою, заряжают, как из-под огня противника уходят. Зачем везти боевые машины в Москву, если они сейчас нужнее на фронте? Да и вообще, как выяснилось, на поле боя куда полезнее может быть простенький квадрокоптер. Из числа тех, что еще недавно в детских магазинах продавались. Или даже самодельный беспилотник. Их, что ли, демонстрировать?.. Хотя внимание многих в этот раз привлек громадный «Ярс», способный нанести стратегический ядерный удар в любой части света. Своим явлением он как бы подтверждал обещания некоторых наших политиков и телеведущих в конце концов забыть о «красных линиях».

По традиции эфир всех каналов за неделю до и после Дня Победы был заполнен фильмами и сериалами о войне. Не будем сравнивать советские картины с нынешними, огульно ругая последние. Это слишком просто и не всегда бесспорно. Но остановимся на следующем факте.

В канун Дня Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» в социальных сетях спросил зрителей, какие сцены из фильмов о Великой Отечественной они считают самыми трогательными. На первом месте оказался эпизод из «Судьбы человека» (на фото), где главный герой говорит мальчишке-сироте: «А ты знаешь, кто я?» — «Кто?» — «Я твой отец!» — «Папка, родненький! Я знал, что ты меня найдешь!»: Помните, конечно? Слезы на глазах. Второе место занял финал фильма «В бой идут одни «старики», в котором командир эскадрильи и механик сидят на могиле погибших летчиц. На съемках после первого дубля игравшему механика Макарыча Алексею Смирнову, орденоносцу, прошедшему войну, вызывали скорую. Вернувшись на площадку, он сказал режиссеру Леониду Быкову, что больше такой сцены не переживет, и в фильме оставили тот единственный дубль. На третьей строчке — встреча Кирьяна и Анфисы на вокзале в телесериале «Вечный зов». На четвертой — сцена из «Белорусского вокзала» с песней «Нам нужна одна победа». Замыкает первую пятерку фрагмент из фильма «Отец солдата», в которой Георгий Махарашвили находит во время боя своего сына, но тот умирает на руках отца. Далее в списке можно найти «Офицеров», «Семнадцать мгновений весны», «Балладу о солдате»:

А теперь попробуйте назвать хоть пару-тройку столь же пронзительных, берущих за душу эпизодов из современных сериалов. Получится ли вот так, с ходу?

Но, впрочем, праздники позади. Пора возвращаться к повседневной повестке. Уже 10-го у Малахова вновь принялись обсуждать блогершу Блиновскую с ее неуплаченными налогами. Это мы любим. Приятно же, когда дамочек, сколотивших миллиардные состояния из воздуха, берут за одно место. И ведь мы же еще не решили, что делать с Пугачевой! Как ни в чем не бывало явилась в Россию на похороны своего друга Валентина Юдашкина. «Почему мы ее пустили?!» — возмущался в своей программе Владимир Соловьев...

Словом, тем горячих — невпроворот.