Главный российский фестиваль, который стартует 1 июня и продлится ровно неделю, объявил программу
Произошло это накануне отъезда российской делегации на Каннский кинофестиваль, что придало пресс-конференции некое символическое звучание: лучший российский киносмотр как бы передал привет и эстафету лучшему международному кинофестивалю.
Так получилось, что президент «Кинотавра» Александр Роднянский стал еще и одним из основных фигурантов грядущего Каннского кинористалища. Ведь именно он продюсировал фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который будет представлять российское кино в Канне. Буквально через несколько дней после премьеры на Лазурном берегу «Левиафан» будет показан в Сочи, но не в конкурсе, а в качестве фильма закрытия «Кинотавра». А сам Андрей Звягинцев возглавит Большое жюри сочинского фестиваля, в которое вошли актеры Юрий Колокольников и Елена Лядова, оператор Владислав Опельянц, сценарист Денис Родимин, кинокритик Алена Шумакова, продюсер Вячеслав Тельнов.
На суд этого представительного ареопага будет представлено 14 конкурсных картин, которые еще не были в российском прокате и которые, кроме отборщиков, еще никто не видел. Вопреки ожиданиям, фестивальная публика не увидит новые, давно ожидаемые работы Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского (отборщик «Кинотавра» Ситора Алиева назвала их мегазвездами), за которыми ведут охоту крупные международные кинофестивали. Так что основу конкурсной программы «Кинотавра» составляют фильмы режиссеров молодого и среднего поколения. К особенностям юбилейного «Кинотавра» Роднянский отнес то, что больше половины конкурсных фильмов поставили женщины. Феминизация кино в России, по его мнению, соответствует общемировому тренду. Еще одна особенность фестиваля: пять картин принадлежат дебютантам. Но есть среди конкурсантов и широко известные кинолюбителям имена.
Это, например, Александр Котт, известный по сериалу «Герой нашего времени» и фильму «Брестская крепость». Он покажет в Сочи метафорический, поэтический фильм «Испытание», в котором не прозвучит ни одного слова. Это опытный фестивальный боец, победительница «Кинотавра-2010» Светлана Проскурина. Она представит фильм «До свидания, мама», рассказывающий о разрушительной силе страсти. Это Анна Меликян, которая после своей триумфально прошедшей по международным фестивалям «Русалки» сняла ориентированный на широкого зрителя фильм «Звезда» — этакую современную «Даму с камелиями». Это Михаил Сегал («Франц плюс Полина», «Рассказы»), который покажет сочинской публике «Кино про Алексеева» — философскую притчу о человеке, прожившем чужую жизнь. Это Юрий Быков, который после криминальных боевиков «Жить» и «Майор» выступает в новом для себя качестве. Его не чуждый публицистических красок фильм «Дурак» расскажет историю сантехника, который вступает в борьбу с проржавевшей государственной машиной.
Главная отборщица «Кинотавра» Ситора Алиева достаточно красочно живописала все 14 конкурсных картин — разных по темам, жанрам, сюжетам. По ее рассказам выходит, что ни фестивальному жюри, ни критикам, ни публике скучать в Сочи точно не придется. Тем более что кроме основной конкурсной программы будет еще и конкурс короткого метра, и большое количество интересных ретроспектив (в частности, подборка фильмов о Первой мировой войне), и традиционная программа «Кино на площади», в рамках которой широкой публике бесплатно покажут такие зрительские хиты, как «Дубровский», «Сталинград», «Вий», «Горько!», «Елки-3»...
Основными фестивальными площадками по-прежнему останутся гостиница «Жемчужина» и Зимний театр, но ряд фестивальных мероприятий уже в этом году пройдет в инфраструктуре олимпийского Сочи. В дальнейшем Александр Роднянский видел бы развитие фестиваля в максимальном расширении его зрительской аудитории. В Сочи сейчас есть многотысячные залы, которые легко можно было бы перепрофилировать в кинозалы, для этого надо только установить экраны и привезти соответствующую аппаратуру. В идеале, считает Родняский, «Кинотавр» мог бы стать не узкоцеховым мероприятием, в котором принимают участие только аккредитованные профессионалы (пусть и числом под 5 тысяч человек), а большим зрительским праздником — сродни Берлинскому кинофестивалю, который ежегодно собирает сотни тысяч любителей кино. Но это уже задача для 26-го и последующих «Кинотавров».