Анна дождалась поезда. Из Литвы

В Театре имени Вахтангова — премьера: режиссер из Вильнюса заставила народного артиста России Евгения Князева танцевать под музыку Шнитке

У танцевальной «Анны Карениной» в Театре имени Вахтангова — долгая предыстория. Впервые спектакль с таким названием родился здесь 20 лет назад благодаря Роману Виктюку. До того как прославиться в Москве, он работал в Литве, в Русском театре. Большой саквояж нестандартных идей впервые в столице открыл именно на вахтанговской сцене. Спектакль «Анна Каренина» шел 5 часов. Даже шутка такая родилась, кажется, у Григория Горина: «Долго же мне пришлось ждать этого поезда…»

В новой постановке ожидание поезда длится 3 часа, но времени не замечаешь под гипнозом театрального таинства, которым мы обязаны тоже человеку из Литвы — Римасу Туминасу. Явление этого режиссера в качестве художественного руководителя вахтанговского коллектива превратило театр из музея былой славы в арену ярких событий. Для постановки «Анны Карениной» Туминас пригласил свою землячку — Анжелику Холину, работающую в эстетике бессловесного театра. В «Анне Карениной» все танцуют под музыку Шнитке. Если только это можно назвать словом «танец». Тут что-то особенное — симбиоз драмы, мимики, пластики, балета в классическом смысле. Режиссеру удалось за 45 дней репетиций обратить драматических актеров в балетных. И неожиданно для зрителей, да и для самих себя, они обрели новый способ проживания образа. Ольга Лерман (Анна Каренина), Дмитрий Соломыкин (Вронский), Анастасия Васильева (Бетси), Валерий Ушаков (Облонский) совершенны в движениях и при этом лишены холодной техничности — каждый жест глубоко эмоционален. В спектакле нет ролей второго плана. Своя роль — и у толпы. Это она — тот поезд, что настигает жертву. Стулья в руках толпы стучат злыми «зубами», отбивают ритм железнодорожных колес, отмеряют время страсти, ревности, жизни.

Отдельно от всех и в то же время в унисон с общим ритмом «танцует» Каренина Евгений Князев. Прославленный актер появляется на сцене аристократичный, отстраненный — и просто идет. Но каждый шаг, взмах ладоней, поворот туловища, головы сливаются с музыкой Шнитке и смыслами Толстого. Минимум движений, максимум концентрации.

Евгений Владимирович потом признался «Труду», что не хотел играть Каренина: «Я окончил училище 30 лет назад — как мне танцевать вместе с недавними выпускниками? Но Анжелика показала, как пластикой можно выразить Толстого. Жест сильнее слова может выразить чувства».

Князев как ректор Щукинского училища считает, что в танце вахтанговцев нет ничего удивительного. «Наша школа богата разными дисциплинами, мы вам просто показали, что умеем делать», — не без лукавой скромности говорит он.

Старшее поколение помнит, как рвался зритель на Майю Плисецкую в балете Большого театра «Анна Каренина». Теперь, возможно, побегут в Театр Вахтангова, где гармонично слились великая литературная основа, прекрасная музыка, талантливая режиссура и актерское перевоплощение.

Есть лишь одно, но: «Анна Каренина» — не вахтанговский ребенок. Анжелика Холина поставила одноименный спектакль в 2010 году в Театре танца в Вильнюсе. Сценография Мариюса Яцовскиса, костюмы Юозаса Статкявичюса и, конечно, музыка Шнитке — все те же. Безусловно, спектакль в Вахтанговском заиграл другими гранями, но для режиссера это уже протоптанная дорожка. Что не умаляет достоинств спектак-ля, но лишает московского зрителя права первой театральной ночи.