По ком кукарекает петух

Группа православных верующих выразила возмущение постановкой «Золотой петушок» в Большом театре

В том, что казаки на сцене несут пародийные иконы, и даже просто в факте, что царь размахивает кадилом, авторы заявления, переданного агентством «Интерфакс-религия», усмотрели «глумление над святынями, священством и Русской православной церковью».

Конечно смеяться над искренней верой людей нехорошо. Но в случае с «Золотым петушком» ситуация выглядит скорее комично-пародийной, как и сюжет самой оперы Римского-Корсакова: ну отчего это вдруг премьера прошлого сезона, которой вскоре исполнится год, привлекла внимание «православной общественности»?

Следует заметить, что дело происходит не в храме, а в театре. Причем на Новой сцене Большого, которая сама по себе подразумевает эксперимент. Конечно же, в исторических стенах Большого такой спектакль смотрелся бы неуместно. Постановка «Петушка» небесспорна, далеко не все рецензии на нее были положительными, но она доказала свое право на существование. Публика реагирует на спектакль живо, смеется, аплодирует, и не особо заметно, чтобы недовольные голосовали ногами или выражали свои чувства какими-либо еще способами.

Кирилла Серебренникова можно причислить к самым талантливым представителям основного, среднего поколения наших режиссеров. Хорошо известно: основа его художественного метода — провокация. В «Петушке» этим методом он пользуется, может быть, чрезмерно. Но никого при этом не оскорбляет, не призывает к насилию, не разжигает религиозной и какой-либо еще розни — короче, не посягает на моральные устои общества, и уж тем более, Боже упаси, на Уголовный кодекс.

Удивительно другое — что в наше время вера, вещь в принципе глубоко внутренняя и частная для каждого человека, стала предметом широкого обсуждения в СМИ, а кое-кто пытается использовать ее как инструмент для публичных выволочек, если не репрессивных мер похуже. Теперь священники у нас стали чуть ли не самыми большими телезвездами, дающими комментарии по каждому мало—мальски значимому и незначимому вопросу жизни. Хотя мнения они высказывают подчас по темам, где мало что знают, да и не обязаны знать. Как тут не вспомнить протоиерея Всеволода Чаплина, недавно поразившего знатоков классической музыки сравнением Моцарта с Бритни Спирс: великий классик был-де не больше чем представитель попсы своего времени.

В этом же ряду и нынешнее заявление. Кто-то уже сравнивает спектакль «Золотой петушок» с выходкой панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Хотя та акция была действительно наглой провокацией, оскорбившей многих в храме и вне его. Здесь же, повторю, дело происходит в театре. Давайте не забывать, что у нас страна — да, по корням преимущественно православная, но есть в ней и другие конфессии, есть и атеисты, а главное — государство у нас отделено от церкви. Если начать диктовать театру, как правильно себя вести относительно религиозного канона, — ну, тогда, кажется, мы можем далеко зайти. До той самой цензуры, которая раньше была партийной, а сейчас вернется как церковная, что-то вроде инквизиции.

Хочется призвать всех не разжигать страсти там, где до сих пор даже угли не тлели. Нести веру в себе, а не делать ее предметом митинговых споров. Богу Богово, а людям — людское. Ну, а если вдруг какой-то приверженец «истинного православия» увидел в спектакле что то, глубоко задевшее его за живое, — может быть, ему просто стоит посмотреть в зеркало, а не ругать постановку?