Лето-2011: опять сгорим?
Почему чиновники гробят уникальную технологию тушения пожаров
МЧС планирует закупить на миллиарды бюджетных рублей самолеты и вертолеты для борьбы с огнем. После того как за штурвал одной из таких машин сел сам премьер Владимир Путин, кажется, что ничего лучше воздушной противопожарной атаки не придумано. Между тем, как выяснил «Труд-7», существует гораздо более простой и дешевый способ тушения масштабных пожаров. Если бы его широко применяли летом 2010 года, таких катастрофических последствий (включая жуткий смог в Москве) наверняка можно было бы избежать. А речь-то идет о самых обыкновенных... трубах.
Лей, не жалей!
Полковник в отставке Игорь Данильченко, ведущий научный сотрудник 25-го ГосНИИ Минобороны РФ, показывает результаты расчетов: «При подаче одинакового количества воды полевые трубопроводы экономичнее автоцистерн в 4–6 раз, самолетов Ил-76ВАП — в 300–400 раз, вертолетов Ми-26 — в 500–700 раз, вертолетов Ми-8Т — в 1600–2200 раз!»
Полковник знает, о чем говорит: он сам тушил знаменитые подмосковные пожары в августе 1972-го. «Тогда в Москве тоже запахло гарью, и Брежнев нахмурил брови: что, мол, такое творится? Все сразу забегали, подняли по тревоге полки гражданской обороны, из местных жителей сформировали отряды. Отмобилизовали за одни сутки и нас, военных трубопроводчиков. Спустя 26 часов я с первым батальоном вышел на марш протяженностью 240 км в район пожаров. На следующий день мы прибыли в назначенный район и начали монтаж. Уже к исходу следующего дня были готовы девять линий трубопровода».
Вообще-то полевые трубопроводы создавались для подачи войскам горючего. Но трубам все равно, что по ним перекачивают: оказалось, что мобильные сборно-разборные трубопроводы диаметром 100 и 150 мм прекрасно справляются с доставкой воды от ее источников (рек, озер) к очагам лесных и торфяных пожаров. Можно протянуть их в самое пекло и просто заливать горящие торфяные поля. Можно использовать для заполнения обычных пожарных автоцистерн поблизости от огненного фронта — чтобы не гонять машины за водой по 10–15 км, теряя драгоценное время. Можно устраивать защитные водяные завесы вокруг сел, преграждая дорогу пламени.
В 1972 году трубопроводные войска развернули 187 линий общей протяженностью 1,3 тысячи км и подали по ним около 4,6 млн. м3 воды. Им удалось быстро погасить огонь на огромной площади. «Сравните: только по линиям, развернутым нашей 95-й трубопроводной бригадой, в сутки подавалось 50 тысяч тонн воды. Чтобы доставить столько же автоцистернами, им потребовалось бы совершить 10 тысяч рейсов в день. Одна линия заменяет примерно 600 машин!» — говорит Данильченко. Опыт оказался настолько удачным, что в 1975-м в штат каждого полка гражданской обороны было решено ввести трубопроводный взвод. Трубопроводчики Минобороны эффективно тушили сильные пожары в 1981 и 1991 годах. После распада СССР России досталось 14 трубопроводных бригад и еще несколько отдельных батальонов. А сегодня мы имеем всего: два батальона на всю европейскую часть РФ! Летом 2010-го они тоже в меру сил боролись с огнем. Но почему от огромной и эффективной стальной машины остались жалкие обрезки?
Трубы пошли на дачи?
В 2002 году Минобороны совместно с МЧС была подготовлена и согласована Концепция применения полевых сборно-разборных трубопроводов при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но планы так и остались на бумаге. В МЧС сделали ставку на пожарные машины, самолеты. «С воздуха распыляется вода, распыляются огромные денежные средства! — возмущается Данильченко. — Трубопроводные взводы при частях гражданской обороны ликвидированы, а трубы, наверное, пошли кому-то на дачи — вещь в хозяйстве полезная. Кое-что, конечно, сохранилось. Например, под Наро-Фоминском когда-то базировалась 95-я трубо-проводная бригада МО в составе 150 человек — в их распоряжении было 600 км труб, 128 насосных установок, 18 трубомонтажных машин. Но бригаду ликвидировали, и теперь на всем этом хозяйстве осталось лишь три человека!»
Полковник не спорит, что без авиации пожарным не обойтись. Но ее целесообразно применять для тушения отдельных очагов в труднодоступных районах, пока те не успели разгореться. Но когда полыхают гигантские площади, «крылья» неэффективны. За весь 2010 год авиация МЧС РФ совершила почти 2 тысячи вылетов, сбросив около 79 тысяч тонн жидкости. Столько же воды можно было бы при гораздо меньших затратах подать всего по 10 линиям полевых трубопроводов в течение трех суток!
За беспечность в вопросах пожарной безопасности и нерасторопность Россия заплатила в прошлом году страшную цену. Сгорело около 3 млн. гектаров леса и 2,5 тысячи жилых домов, погибло 60 человек (а всего от жары и смога умерло 55 тысяч россиян). Материальный ущерб — свыше 85 млрд. рублей. Сделают ли наши власти правильные выводы? Вернут ли на вооружение надежные и недорогие технологии борьбы с огнем или продолжат тушить его ассигнациями? «Труд-7» будет следить за ситуацией.
Увлажнить осушенное
Торфяники, основная причина удушающего смога прошлого лета, и в этом году могут ухудшить здоровье россиян. «Гореть близ больших городов будет меньше, но совсем справиться с проблемой пока не удается, — утверждает Татьяна Минаева, координатор проектов по торфяным болотам Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий. — Российские специалисты совместно с немецкими коллегами ведут проектные работы для вторичного заболачивания на 30 тысячах гектаров пожароопасных участков осушенных болот в Московской области. Но само обводнение будет осуществляться по большей части в 2012 году. Площади станут природными территориями — воссозданными болотами — или будут использоваться для выращивания влажных культур по немецкой технологии: тростника и ив для биотоплива, торфяного мха для субстратов в овощеводстве.
Также Минприроды России выделило более чем 10 федеральным охраняемым природным территориям в различных регионах страны по 4–6 млн. рублей на предотвращение пожаров на торфяниках в их пределах. На природных территориях будет проведено вторичное заболачивание. Местные власти тоже не стоят в стороне — только Московская область выделила 80 млн. рублей на ремонт гидромелиоративных сооружений, с их помощью можно будет регулировать уровень воды на торфяных болотах при продолжении их использования. Вроде бы все неплохо. Однако в абсолютных цифрах ситуация тревожная. Всего в России 1,2 млн. гектаров выработанных торфяников, из них 250 тысяч гектаров заброшены».