Технедосмотр

Упростит ли новый закон жизнь автомобилистам?

Слова президента Медведева про «никчемную бумажку» взбудоражили автолюбителей: может, получить талон техосмотра станет проще и дешевле? Депутаты Госдумы тут же вспомнили, что у них готов соответствующий документ, и примут его со дня на день во втором чтении.

До недавних пор система государственного техосмотра в России работала без сбоев: одна половина автомобилистов отстаивала очереди за талоном, другая покупала «бумажку» (3–5 тысяч рублей). Нагрянувшая аттестация заставила гаишников снизить обороты коррупционного бизнеса — и сразу у пунктов техосмотра выстроились бесконечные очереди, а цена полученного «по блату» талона взлетела.

Ситуация накалилась настолько, что в дело вмешался глава страны, а депутаты вспомнили про законопроект «Об обязательном техническом осмотре в РФ», принятый в первом чтении еще в июле прошлого года. «До 13 мая пройдут дополнительные консультации по законопроекту, — заявил „Труду-7“ Сергей Шишкарев, председатель комитета ГД по транспорту. — Нам нужно выдержать баланс. Процедура техосмотра должна стать беспроблемной и незатратной. С другой стороны, мы должны гарантировать, что на дорогах будут только исправные автомобили».

К сожалению, выдержать такой баланс технически невозможно. «Работающие в столице пункты ГТО не способны принять всех желающих, — уверен Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов. — Выходит, ситуация, при которой более половины талончиков выдаются коррупционным путем, выгодна чиновникам и гаишникам». Да и с самим законопроектом все не так уж гладко. «По моей информации, в первой версии закона членам правительства не понравилась идея совмещения ГТО с техобслуживанием, проводящимся на официальных автосервисах, — рассказал Виктор Похмелкин, экс-депутат ГД, лидер Движения автомобилистов России. — Хотя подобная практика применяется во многих развитых странах. Боюсь, что передача техосмотра на откуп коммерческим структурам приведет к погонной системе, при которой главным станет не контроль за состоянием, а число пропускаемых машин. Уверен, что сегодня проще отменить процедуру ГТО для частных автомобилей».

По данным Похмелкина, криминальный оборот средств на процедуре техосмотра достигал в России в прошлом году 500 млн. долларов. В Европе техосмотр в лицензированных техсервисах длится не более 30 минут и стоит 50–100 евро. В некоторых штатах США подобной процедуры не предусмотрено вообще. А наших водителей, ездящих без талона, продолжают штрафовать: