В начале мая стало известно, что Ростуризм исключил из госреестра туроператоров около 650 компаний. Всего в реестре было примерно 5500 компаний, сейчас осталось менее 5000.
Исключение произошло из-за того, что операторы не смогли предоставить сведения о своем финансовом состоянии. Ростуризм проводит эту процедуру, чтобы быть уверенным: у туроператора не кончатся деньги, когда их клиенты будут за границей.
Объемы падают
Вычеркнутые из списка компании еще имеют шанс вернуться. "В прошлом году из 700 половина по прошествии времени предоставила финансовые гарантии", - рассказывает Изо Арахамия, начальник правового управления Ростуризма. В этом году в связи с финансовым кризисом, очевидно, вернувшихся будет меньше. В прошлом, "тучном году" число туристов, выехавших из России, выросло на 21%.
По данным Всемирной туристической организации ООН, объемы туристического рынка в мире в 2009 году сократятся на 19%, причем в основном за счет стран Европы.
В России с начала года уже закрылось 10% турагентств, сокращено не менее 15% персонала отрасли. Эти данные привел президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Закрывались не только мелкие, но и крупные турагентства, например "Куда.Ру", численность штата которого составляла 900 человек. Оценить в России глубину провала отрасли пока сложно. В отличие от европейцев, россияне покупают путевки в последний момент. Если на Западе большинство поездок оплачено уже сейчас, то у нас сезон продаж практически не начинался.
Работа пока что есть
Год назад рынок туристических услуг стремительно рос, специалистов не хватало. "Каждый день приходило по 40-50 заявок от работодателей, брали даже специалистов с низкими профессиональными качествами", - рассказывает Игорь Васильев, генеральный директор кадрового агентства "Туризм и работа", специализирующегося на туристической отрасли. Сейчас в агентство поступает в 10 раз меньше заявок.
При этом весна - наиболее жаркое время для рекрутинга в сфере туризма. "Число вакансий вырастает примерно в два раза", - рассказывает заместитель директора рекрутинговой компании "Туристическая ярмарка" Рашид Шахмаметьев. Сейчас устроиться на работу более или менее реально, а вот летом будет затишье. Юлия, имеющая двухлетний опыт работы в отрасли, ушла из "Куда.Ру" в сеть агентств "Велл". "У меня были предложения от нескольких работодателей, была возможность выбирать", - вспоминает она.
В турфирме "Натали турс", например, сейчас открыто восемь вакансий. Всего в штате компании 300 человек. Текучесть штата снизилась до нуля, хотя раньше увольнялись до 10 человек в месяц. "Парадоксально, но людей в кризис стало искать сложнее", - рассказывает Валентина Романенко, директор по персоналу этой компании. Работа в отрасли очень специфическая, а людей, желающих получить работу, много. Из-за этого безработные шлют свои резюме, даже если они формально не соответствует требованиям.
Менеджерам приходится много общаться с контрагентами из других стран. Например, специалист по Кипру не сможет быстро переквалифицироваться на Турцию. Ему нужно знать отельную базу страны, с которой он работает. Это как минимум полгода работы. Не стоит пытаться претендовать на должность, которая вам заведомо не подходит. Это выяснится уже на собеседовании, а свою репутацию специалиста вы подорвете.
Из турфирмы в репетиторы
Уволенные работники турфирм могут попробовать себя в другой отрасли. У менеджеров-туроператоров есть важное преимущество - знание языка, часто экзотического. Например, Николай, проработав менеджером по продажам в туристической компании, ушел на должность офис-менеджера в финскую строительную компанию с повышением заработной платы. Решающим фактором оказалось знание финского языка, хорошо развитое за время продаж путевок в эту страну. Некоторые сотрудники в кризис зарабатывают репетиторством, которое особенно актуально сейчас, в пред-экзаменационную пору.
Операторы, продающие турпутевки, будут востребованы в любой компании, занимающейся продажей услуг. Российский покупатель хочет не только узнать все подробности услуги, но и просто поговорить, ему нужна коммуникация. Менеджеры в турфирмах обычно умеют слушать. Это важное качество, востребованное, например, в банках или страховых компаниях. "Есть заметная ротация между работниками туроператоров и автосалонов", - объясняет Рашид Шахмаметьев.
Меньше всего в туризме сейчас требуются экономисты, юристы, маркетологи. Последнее время вузы выпускали больше, чем это необходимо, экономистов и юристов, их хватает в любой отрасли. Отделы маркетинга во многих компаниях подверглись сокращению, поскольку не приносят непосредственной прибыли.
Зарплаты
Сколько предлагают менеджерам турфирмв разных городах
28 000 рублей Москва
18 000 рублей Санкт-Петербург
15 000 рублей Нижний Новгород
15 000 рублей Екатеринбург
10 000 рублей Самара
Источник: данные, заявленные в вакансиях