Пешеходы подорожали на 900 рублей

Не уступать дорогу пешеходам стало накладно. Штраф за нарушение этого правила увеличен в 10 раз.

Вместо 100 рублей придется платить 1000. Такие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях. "Когда подняли штрафы за непристегнутый ремень, инспекторы тут же начали охоту", - отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Не уступить дорогу, как гласят правила дорожного движения, значит, совершить любой маневр (начало движения, его продолжение и т.п.), который вынуждает пешехода изменить направление движения или скорость. И не важно, вышел он на проезжую часть или нет.

"Представим: пешеход переходит Кутузовский проспект, где шесть полос движения. Водитель - в крайнем ряду с другой стороны. Если проедет, это никак не отразится на пешеходе", - считает Травин.

Такая ситуация на дороге, красный свет светофора для пешеходов и отсутствие зебры - вот случаи, когда можно проскочить, никого не пропуская. Во всех остальных ситуациях пешеход имеет преимущество. Например, его надо пропустить при любых маневрах - например, если человек заходит или выходит из маршрутного транспорта. Пешеходы имеют преимущество в жилой зоне, которая обозначена специальными знаками ("Начало жилой зоны", "Конец жилой зоны") и на зебре без светофора. Однако в двух последних случаях пешеход не должен создавать помехи для водителя - к примеру, за несколько метров внезапно выскакивать на проезжую часть. Необходимо оценить ситуацию - прикинуть расстояние до машин, их скорость. И только потом идти.

"Если пешеход все же выскочит на дорогу, то водитель должен будет остановиться. Нарушителем, даже если заедет на зебру, он не будет. Правда, доказать это сложно. Для этого можно использовать съемки на видеокамеру и слова свидетелей", - прокомментировал Виктор Травин. Ведь пешеход, может, и не собирался переходить дорогу, а выглянул, чтобы посмотреть, не идет ли его трамвай. В этом случае водитель не нарушил его планы. Если автомобилист не согласен с остановившим его инспектором, нужно опросить самого пешехода. В этом случае претензии пешехода должны быть зафиксированы письменно, иначе нет оснований для штрафа.

Когда надо пропустить

l Если это слепой пешеход, подающий сигнал белой тростью, вне зависимости от места перехода.

l Если это регулируемый переход, горит зеленый сигнал светофора для пешехода. Если включен запрещающий сигнал светофора, а пешеход находится на проезжей части, водитель должен подождать, пока тот закончит движение.

l Если водитель выезжает на дорогу с прилегающей территории, съезжает с дороги либо поворачивает направо или налево, надо уступить пешеходам, пути движения с которыми пересекаются.

l Если идет высадка или посадка пассажиров в общественный транспорт с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней, водитель должен уступить дорогу со стороны дверей транспорта.

l Если это жилая зона, то есть территория, въезды и выезды с которой обозначены знаками "Начало жилой зоны" и "Конец жилой зоны".

l Если это нерегулируемые пешеходные переходы.