ГЛАВКОМА ВВС СБИЛИ НА ПЕНСИЮ

Вчера Министерство обороны РФ официально подтвердило сведения о том, что в Военно-воздушных силах России произошла практически полная смена командования. Главное - прежний главком ВВС, 63-летний Герой России, генерал армии Владимир Михайлов отправлен в отставку. Вместо него главным военным летчиком страны стал генерал-полковник Александр Зелин.

Отставку Михайлова специалисты прогнозировали давно. Еще в апреле в прессе появились сведения, что он сам подал соответствующий рапорт после крутого разговора с новым министром обороны Анатолием Сердюковым. Правда, сам же Михайлов эти слухи и опроверг делом. 19 апреля он досрочно прервал очередной отпуск для руководства командно-штабной тренировкой боевой авиации стран СНГ. Из чего можно заключить, что сам генерал армии досрочно не собирался оставлять свой пост. А командовать ВВС он имел право до очередного дня рождения в октябре - именно на этот срок год назад продлил его службу президент Путин. Но, выходит, послужить не довелось. Почему?
Суть претензий к Михайлову, естественно, известна лишь узкому кругу высших военных. Но все градом посыпавшиеся после назначения министром обороны Анатолия Сердюкова громкие отставки высших военачальников в армии связывают с одним - наведением порядка в расходовании оборонного бюджета страны. Вкратце проблема выглядит так. Все последние годы военный бюджет РФ растет невиданными для мирного времени темпами. В прошлом году, скажем, Россия потратила на свою оборону около 18 миллиардов долларов. Деньги немалые даже по меркам многих западных стран. А что получила? Один батальон разработанных полтора десятка лет назад танков Т-90, 6 межконтинентальных ракет "Тополь-М", 6 космических аппаратов, 125 бронетранспортеров, 1 зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф". Даже для какой-нибудь Бельгии не так много. Для нашей более чем миллионной армии, в которой осталось всего от 10 до 20 процентов современных вооружений, это продолжение деградации. По оценкам Пентагона, отправленным в конгресс США еще в 1995 году, в области прорывных технологий, определяющих возможности стран в создании перспективных систем оружия, мы отстали от американцев лет на 10 - 15. С той поры разрыв лишь продолжает увеличиваться, несмотря на увеличение финансирования российских военных в разы.
То, что выделенные на перевооружение миллиарды, по сути, разворовываются, признал недавно даже руководитель Рособоронзаказа генерал-полковник Сергей Маев. По его словам, ежегодно в России выполняется порядка 300 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по оборонной тематике. Но в реестр результатов интеллектуальной деятельности за многие годы внесено лишь 1580 записей. "Возникает вопрос: где результаты по другим работам? Это свидетельствует о том, что большая часть интеллектуального задела и разработок выведена из общедоступного информационного поля", - туманно посетовал Маев. Если это вопрос не для следователей, то для кого?
Поскольку в отставку теперь отправлен именно главком ВВС, отдельно стоит поговорить об авиации. По сведениям Комитета Госдумы по обороне, до 2009 года из боевого состава будет выведено 3200 самолетов и более 1300 вертолетов. "Закупки новых образцов авиационной техники уже 10 лет осуществляются только в единичных экземплярах, и это не может покрыть естественную убыль авиационного парка", - заметил депутат Госдумы, генерал-майор авиации Николай Безбородов. На чем летать будем?
Впрочем, в распоряжении "Труда" есть факты и более вопиющие. Скажем, большие надежды возлагаются на скорое поступление в войска нового учебно-боевого самолета Як-130. Не раз об этом говорил и генерал армии Михайлов. Сообщалось, что машина заканчивает испытания и будет принята на вооружение едва ли не в будущем году. Однако, похоже, не все так гладко. Летом прошлого года один из двух испытываемых экземпляров Як-130 из-за отказа автоматики разбился на аэродроме в Жуковском. Разбор катастрофы завершился неожиданно: конструктор катапульты запретил даже испытывать самолет на скоростях свыше 450 километров в час (при максимальной в 900). Технологические подробности неинтересны читателю, но, оказывается, конструкция кабины Як-130 пока не обеспечивает безопасного катапультирования пилота при больших скоростях - осколки от подрываемого пирошнуром фонаря кабины просто снесут ему голову. Тем не менее испытания продолжаются на малых скоростях по весьма упрощенной схеме. Зачем? Чтобы во что бы то ни стало "освоить" выделенные деньги?
Да разве только об оружии речь? В апреле Счетная палата РФ завершила проверку системы военного образования. Выяснилось, что стоимость подготовки одного офицера в военном училище в зависимости от профессионального профиля в 2,4 - 16,5 раза дороже обучения аналогичного специалиста в гражданском вузе. Главная причина: половина училищ имеет не более тысячи курсантов. Средняя емкость гражданского вуза - 4,8 тысячи студентов.
Так что в бездонную бочку под названием "военный бюджет" можно вливать сколько угодно миллиардов - без наведения порядка в расходах толку не будет. За тем, очевидно, и направлен Путиным в министры обороны бывший главный налоговик страны Анатолий Сердюков. И вряд ли случайно первыми отставниками при нем стали те, кто сидит на самых больших военных финансах - заместитель министра обороны РФ по вооружению генерал армии Алексей Московский и начальник Главного управления международного военного сотрудничества Анатолий Мазуркевич. Говорят, на очереди начальник тыла Вооруженных сил генерал армии Исаков и главный финансист военного ведомства Любовь Куделина.