ДЫМ НАД ПРИГОРОДОМ

На юге Дмитровского района Московской области, на территории сельсовета "ГАБО" неизвестные "доброхоты", видимо, решив освободить луг от высохшей травы, прибегли к дедовскому способу - палу и чиркнули спичкой. Сушняк занялся так, что в считанные часы пламя охватило сотни гектаров. Не в силах справиться с вышедшей из-под контроля ситуацией, жители близлежащих деревень и дачных поселков только в ужасе смотрели на распространяющийся огонь и ждали помощи. Но она так и не пришла...

К счастью, в этот раз дело обошлось без человеческих жертв, чего нельзя сказать о братьях наших меньших. "В таких паловых огненных реках, - говорит координатор лесной программы Центра охраны дикой природы Михаил КАРПАЧЕВСКИЙ, - гибнет несметное количество насекомых, мелких животных, гнезда птиц. Пламя перекидывается в леса, где выгорают деревья, корневая система растений, прошлогодняя листва и трава, которые могли бы стать удобрением для почвы. А если палы проводятся на болотистой местности, то возникают торфяные пожары, которые не удается погасить вплоть до осенних дождей. На борьбу с ними бросается техника, людские ресурсы - то есть, по существу, в огне сгорают еще и миллионы рублей. Но сколько бы мы ни предупреждали людей об опасности весенних палов, картина каждый год повторяется".
Откуда в таких случаях должна приходить помощь? Кто восполнит ущерб, если огонь перекинется на хозяйственные постройки? И вообще насколько пожароопасна ситуация в этом году в столичном регионе? С такими вопросами наш корреспондент обратился к министру по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области Юнису МУСТАФАЕВУ.
- За помощью обращаться надо в местную противопожарную службу, - говорит он, - а что касается возмещения ущерба, то тут не так все просто. Как правило, палы проводят сельхозпредприятия, которые при этом обязаны предварительно опахать намеченные участки. Если этого сделано не будет и огонь перекинется на лес, торфяник или населенный пункт, вина ляжет на них. А вот хватит ли у них денег расплатиться - это большой вопрос. Но нередко старую траву подпаливают и местные жители. И, кстати, сами же от этого порой страдают: при сильном ветре огонь распространяется со скоростью автомобиля, и горе-поджигатели не успевают унести ноги из опасной зоны.
- Каковы масштабы палов в Подмосковье?
- Только за один вчерашний день мы потушили полторы сотни возгораний сухой травы. Они опасны не столько сами по себе, сколько тем, что становятся причиной лесных и торфяных пожаров. Чаще всего это, как давно известно, происходит из-за непотушенной сигареты или спички. В основном их бросают водители, остановившиеся передохнуть в дороге, любители шашлыков на природе.
- Вы проводите какую-нибудь профилактику пожаров?
- Вдоль дорог развешиваем предупреждения, через средства массовой информации оповещаем об опасности пользования огнем в лесах. Но убедить невоспитанных, малокультурных людей быть аккуратными очень трудно. Поэтому приходится быть готовыми ко всему. Мы проводим воздушную разведку на дельтапланах - они в этом деле зарекомендовали себя лучше, чем вертолеты, да и площадки для взлета и посадки им не нужны. В наиболее пожароопасных районах мы сами ведем опашку, отряжаем на дежурство оперативные группы МЧС от 15 до 45 человек в каждой с ранцевыми огнетушителями. Они мобильны, и им проще задушить пожар еще в зародыше.
- Сколько в области проблемных районов?
- Это в первую очередь те, где есть залежи торфа. В Московской области их 14, а самые опасные - Шатурский, Дмитровский, Егорьевский, Павлово-Посадский и Сергиево-Посадский. У нас к ним повышенное внимание, а вот у местных властей, как ни странно, - не всегда. В Шатурском районе, например, палят траву высотой по колено, а глава администрации этой проблемой вообще отказался заниматься.
- Торфяные пожары не раз становились причиной задымления огромных территорий. А в этом году Москву дым не затянет?
- Пожары будут обязательно и в области на подготовку к ним уже выделено 8,3 миллиона рублей. А вот какие?.. В марте Гидрометцентр давал прогноз на дождливое лето, в апреле - на сухое и жаркое. Так что в этом деле теперь многое зависит и от небесной канцелярии.