"МАЯКОВКА" ТИХО ТОНЕТ

Метро на грани затопления. Эта шокирующая новость появилась сразу в нескольких столичных СМИ. Источником послужило заявление архитектора Нины Алешиной, участвовавшей в проектировании столичной подземки. По ее словам, на некоторых станциях, построенных в 30-40-е годы, изношена гидроизоляция, и туда могут хлынуть грунтовые воды. Если не принять меры, утонут "Киевская", "Чистые пруды", "Красные ворота", радиальная и кольцевая "Белорусская". Но наиболее реальна угроза для "Маяковской" - самой, пожалуй, знаменитой станции московской подземки.

Пассажиры метро и впрямь нередко наблюдают лужи на полу или "дождь" с потолка в переходах и на платформах старых станций. На "Маяковской" несколько колонн скрыты за металлическими заграждениями. Из-за протечек их декоративное покрытие отслаивается, поверхность покрылась слизью и грибком, а металлические части - ржавчиной.
- Любой подземный объект периодически "течет". Причем не только в Москве, но и в Лондоне, и в Париже, но это не основание для паники. Угрозы обрушения или потопа на ближайшие несколько сотен лет нет, - успокаивает главный инженер "Метрогипротранса" Николай Шумаков. - Несущая конструкция станции "Маяковская" выполнена из чугуна, который практически не подвержен коррозии. Гидроизоляция - в удовлетворительном состоянии. На "Маяковской" действительно имеются три протечки, но специалисты службы тоннельных сооружений ежедневно контролируют их состояние.
- Водоприток на "Маяковскую" составляет 4,12 кубометра в час, что в пределах допустимых норм, - говорит заместитель начальника пресс-службы метрополитена Елена Крылова. - Эта цифра стабильна в течение нескольких лет. Станция остается безопасной.
И все же закрывать глаза на проблему, видимо, не следует. Станция "Маяковская" - выдающееся произведение архитектора Алексея Душкина и художника Александра Дейнеки - "размывается" уже третий десяток лет. Последние пять здесь идет ремонт, но ограничивается он лишь косметическими работами: влажные пятна на потолке периодически замазывают краской. Капитальная реставрация станции не имеет смысла, пока не будут устранены течи. А вот средств на это найти не могут. Более того, по словам Николая Шумакова, даже проект ремонтно-восстановительных работ на "Маяковке" пока не подготовлен.
- В последние два года наши специалисты проводили обследование станции, - пояснила корреспонденту "Труда" Елена Крылова. - Разработан план технических мероприятий исходя из доступных средств. В этом году начнется сооружение над сводом платформы дренажной галереи. Это позволит со временем приступить к реставрации колонн и сводов. Работы планируется провести за два года без закрытия станции. Параллельно продолжится строительство второго выхода, чтобы разгрузить "Маяковку".
- Дренаж отведет воду, но это борьба со следствием, а не с причиной, - считает профессор кафедры инженерной геологии Московского государственного геолого-разведочного университета Евгений Пашкин. - Причины "болезни" - транспортные перенагрузки и коварные скрытые процессы, которые происходят в грунтах вокруг станции.
Изначально станции зеленой Горьковско-Замоскворецкой линии были рассчитаны на прием четырехвагонных составов, которые шли с интервалом в несколько минут. Нынешние составы длиннее в два раза. Интервал движения очень короткий, поэтому поезда тормозят в пределах станции, а это создает вибрационные нагрузки на слабые глинистые грунты. Тоннельные конструкции расшатываются, тоннель постепенно "оседает", поэтому и происходит нарушение гидроизоляции.
- Ремонту сложной по гидрогеологическим условиям станции должны предшествовать серьезные исследования. Политика "латания дыр" лишь усугубит положение. Надо пройти штольню в толще глин над тоннелем и получить информацию о состоянии грунта. Только исходя из этого можно составить план работ, - считает Евгений Пашкин. - Для обеспечения безопасности людей нужно не просто осушить станцию, а провести укрепительные работы, смягчить пути, чтобы уменьшить пагубное влияние вибраций.
Cегодня сложились благоприятные обстоятельства, чтобы провести гидрогеологические исследования с наименьшими затратами. Для этих целей можно использовать эскалаторный тоннель строящегося второго выхода со станции "Маяковская".
- В наклонном тоннеле следует сделать рассечку, а затем штольню и с ее помощью провести необходимые исследования, - говорит Евгений Пашкин. - Причем штольню нужно сохранить для постоянных наблюдений.
По мнению профессора, для обеспечения безопасности такие системы мониторинга гидрогеологических процессов должны появиться на многих станциях Московского метрополитена со сложными гидрогеологическими условиями. Удастся ли это осуществить - пока не ясно.