Но для начала поясню, что это агентство, являясь акционерным обществом, очень похоже по роду своей деятельности на нашу торгово-промышленную палату. Недавно оно провело во Львове большую конференцию, где обсуждали, как будет развиваться сотрудничество между российско-украинско-белорусским Востоком и уже польским Западом с вступлением последней в ЕС.
Проводилась встреча на базе свободной экономической зоны "Яворов", где уже задействованы несколько десятков польских инвесторов, а интерес к так называемому восточному рынку проявляют сотни, если не больше. Впрочем, в нашем разговоре пани Малевич назвала такую цифру: по данным агентства, которое она там представляла, около 5 тысяч фирм заинтересованы в сотрудничестве с восточными соседями, и среди них достаточно очень мощных, представляющих такие развитые польские отрасли промышленности, как переработка сельхозпродукции, производство продовольствия, фармацевтическая, мебельная и вплоть до связанных с газом и нефтью.
- Инвестиции они ищут, конечно, там, где есть более дешевое сырье, рабочая сила, - не скрывает доктор Малевич. - А точнее, более низкие, чем у старожилов ЕС, трудозатраты. Поэтому и изучают с большим интересом правила инвестирования капитала, сравнивают, насколько они выгоднее, чем в Евросоюзе. Очень важно, что на восточное "свидание" готовы пойти польские кредиторы и банковский капитал.
Наш капитал сейчас насторожен высокой конкуренцией, присутствующей в Евросоюзе, и думает о том, как в этой борьбе выжить. Конечно, от нее можно убежать далеко на восток, в Японию, Китай или Индию. Но все-таки Россия, Украина, Белоруссия ближе и понятней, рынки там для нас более открытые и, главное, развивающиеся. Интерес к этому, назовем его в шутку "ближневосточному", бизнесу, несмотря на наше вступление в ЕС, не ослабевает, наоборот, повышается. Конференция твердо подтвердила, что отказа от инвестиций, да и в целом от развития торгово-экономических отношений нет и не предвидится.
У наших восточных соседей ничего не добьешься без серьезных инвестиций. Сегодня многие польские бизнесмены считают так: "Если окажется более выгодным перенести производство того или иного товара в другую страну, я сделаю это, даже если бы пришлось закрыть его производство в Польше".
Наши бизнесмены говорят о том, что нужны инвестиции в переработку сельскохозяйственной продукции непосредственно в восточных регионах, о том, что соседи должны везти друг к другу не только товары, но и те лучшие технологии, которые у них есть. Или взять выпуск лекарства. Когда-то они составляли около 15 процентов экспорта в Советский Союз. Можно ли сейчас работать на таком уровне, не вкладывая капитал? Вряд ли. Фирмы других стран уже наладили у вас фармацевтические производства. А в конкуренции на восточных рынках сегодня побеждает тот, кто открывает производства на месте потребления.
Посредничество в сделках между западными и восточными партнерами, на что мы рассчитывали после развала социализма, тоже не выручает. Зачем россиянам, украинцам, белорусам польский посредник? Они сами договариваются с западными партнерами. Для польских фирм шанс представляют нестоличные регионы, где активность западных компаний невелика.
Как человек, давно отслеживающий социально-экономическое развитие Польши, позволю себе дополнить комментарий доктора Анны Малевич своими наблюдениями. Польским бизнесменам сегодня понятно выражение первого врага капитала Карла Маркса: капитал не мыслит, а считает. Некоторые крупные бизнесмены вообще придерживаются радикальной точки зрения: дни капитала в Польше могут быть сочтены. И это в стране, одной ногой стоящей в Евросоюзе. Польская статистика не фиксирует роста внутренних инвестиций. Хотя, с одной стороны, в стране наблюдается в последнее время неплохая динамика развития экономики: около 5 процентов в год. Но, с другой стороны, этот прогресс сопровождается жутким ростом безработицы, которая превысила 20 процентов.
В этом польский парадокс. Объяснение такое: производительность труда в Польше была очень низкой, но в последние 10 - 15 лет иностранные фирмы, инвесторы очень много принесли в культуру труда, включая в это понятие внедрение новой техники и новых технологий. Это повысило традиционную производительность труда. Но и стоимость его стала как никогда высока: за последние пять лет расходы на одного работника увеличились примерно в два раза. Все это не стимулирует нанимать своих работников.
Доходность предпринимательской деятельности упала до низкого уровня в 2 процента. Хотя страна 15 лет строит капитализм, в Польше не хватает капиталистов - насчитывается только 10 тысяч владельцев средних и крупных фирм. По оценкам Польского совета бизнеса, за первый год пребывания страны в ЕС три тысячи фирм начнут уплачивать налоги за границей, естественно, там зарегистрировавшись. В родном отечестве польскому предпринимателю достается лишь каждая двадцатая монета из им заработанных. Многие богатые люди начали активно регистрировать вновь создаваемые фирмы за границами Польши, особенно в тех странах, где действуют простые фискальные системы, основанные на линейном налоге. В этом списке значатся и Россия, и Украина.