АВТОБУС ДАЛЬШЕ НЕ ПОЙДЕТ,

Шустрая "Газель" с табличкой "маршрутное такси" несется по городу, ловко маневрируя в потоке машин. Маневры эти имеют вполне конкретную цель: маршрутка стремится обогнать идущие впереди неповоротливые автобусы и троллейбусы, чтобы раньше оказаться на остановке. На светофоре обходим всех, подлетаем первыми, но вот незадача: от павильона только что отчалил такой же юркий "рафик", перехватив клиентов. Водитель чертыхнулся и поддал газу. На следующем перегоне "рафик" остался позади, и "сливки" уже снимает хозяин нашей машины.

На пассажиров идет настоящая охота. Нет, вообще-то народу полно - на каждой остановке стоят толпы, но это никому не нужные пассажиры-льготники. А клиентов, готовых платить живым рублем, - считанные единицы. Именно их "рвут" из-под носа друг у друга частные извозчики. А муниципальные автобусы, конечно же, терпят поражение в конкурентной борьбе.
На прошлой неделе частнику привалило полное счастье. Сразу на трех городских пассажирских предприятиях вспыхнула стихийная забастовка, машины на линии не вышли, и Омск в очередной раз затрясло. Маршрутки лихорадочно сновали по дорогам, набитые под завязку, и все равно тысячи омичей не успевали вовремя добраться до работы.
Причина транспортных волнений уже привычна: муниципальные предприятия задолжали водителям и кондукторам зарплату за несколько месяцев. Ни одной живой копейки дотационных денег из городского и областного бюджетов с начала года не поступило, а собственных средств едва хватает на заправку автобусов топливом. В конце концов людям надоело работать даром. К слову, средний заработок водителей колеблется в районе полутора тысяч рублей - семью на такие деньги сегодня прокормить невозможно.
С трудом городским властям удалось и на сей раз остановить акцию протеста. Составлены графики погашения задолженности и поэтапного повышения зарплаты. Автобусы вышли на линии. Надолго ли? По словам председателя обкома профсоюза автомобилистов Валерия Якубовича, любой срыв в выполнении обещаний немедленно повлечет за собой полный паралич общественного транспорта.
Ситуация - типичная для большинства российских регионов. И проблема везде, по сути, одна: кто и сколько должен платить за огромное количество льготников? В Омске таковых, например, почти 500 тысяч человек - половина населения. Льготы дарованы гражданам федеральным центром, а ответственность за их финансирование по вертикали власти спущена на плечи работников автопредприятий. Они и дотируют сегодня пассажирские перевозки из своей зарплаты.
Долго так продолжаться не может. Рано или поздно, не мытьем, так катаньем льготников все равно ликвидируют "как класс". Муниципалитет давно уже работает в этом направлении. То в городе появляются автобусы с табличками "маршрутное такси", в которых никакие удостоверения недействительны, то машины с надписью "арендный", которые тоже возят только за деньги, то просто сокращается выход автобусов на линии.
Местная прокуратура время от времени опротестовывает действия муниципалитета, пытается доказать, что они незаконны, но процесс пошел, и ничто его не может остановить. Если под законом нет материальной, финансовой базы - это мертвый закон. Хоть всех городских чиновников в тюрьму пересажай, но сколько выделено денег на перевозку "бесплатных", столько их и будет перевезено. Чудес в экономике не бывает. Кстати, транспортники недавно обратились в различные ведомства, в том числе и в прокуратуру, с предложением профинансировать поездки их сотрудников из ведомственных карманов. Ответы одинаковые: в бюджете средства на сие не заложены. А где они заложены?
Между тем за всеми этими бурными событиями на рынке пассажирских перевозок происходят необратимые качественные перемены.
Образовалась свободная ниша, в которую устремился хваткий, разворотливый частник. Если еще какой-то год назад редкие маршрутки были не в состоянии конкурировать с общественным транспортом и подолгу ждали своего клиента рядом с остановками, то сегодня их много уже бегает по городу, и доходы они своим владельцам привозят не шуточные. На первый взгляд ничего тут плохого нет. Какая разница человеку, кто его везет? Главное - быстро, комфортно и всего лишь на рубль дороже, чем в городском автобусе. А некоторые частники вообще берут столько же. Однако палка получается о двух концах. Во-первых, это очередной удар по льготникам. Во-вторых, власти теряют рычаги влияния на важнейшую сферу жизнеобеспечения города, что угрожает уже не только льготникам. Ведь это сегодня частник в строгом соответствии с законами конкурентной борьбы держит низкую цену, но как только конкурент будет вытеснен, от застенчивости владельцев маршруток не останется и следа. "Труд" недавно писал, к примеру, о ситуации во Владивостоке, где частники взяли местных чиновников за горло, требуя поднять плату за проезд до 10 рублей и обещая в случае невыполнения требований не выйти на линии - и парализовать город.
Угроза эта реальна и для многих других российских городов. Почти везде муниципальный транспорт шаг за шагом уходит с рынка по причине, так сказать, естественный убыли подвижного состава. Автобусы стареют, ломаются, списываются, а новые покупать не на что. Понятно, что свято место пусто не бывает - пронырливый частный извозчик тут как тут.
Впрочем, Омск - особая статья. Здесь-то как раз общественный транспорт может вполне успешно конкурировать с частным. Несколько лет назад муниципалитету удалось получить чрезвычайно выгодные международные кредиты на покупку нескольких сотен комфортабельных автобусов.
Беда в другом. Общественный транспорт в Омске стал ареной политической борьбы между субъектом Федерации и местным самоуправлением. По версии областной администрации, мэрия своими бездарными действиями полностью развалила городское хозяйство, в том числе и транспортное. По версии городских властей, губернаторская команда умышленно загоняет муниципалитет в угол, с каждым годом урезая дотации на перевозку льготных пассажиров. Эффект такого "взаимодействия" чиновников налицо: бюджетная поддержка общественного транспорта в Омске по сравнению с соседними регионами - самая низкая. Цены на проезд едва ли не самые высокие в стране - три рубля. Толпы людей маются на остановках, проклиная власть сверху донизу. Частник уверенно расширяет свой бизнес. Пассажирские предприятия хиреют и периодически взрываются забастовками.
Ну а, по сути, речь идет о продолжении войны все с тем же несчастным льготником, только уже политическими средствами. Ни город, ни область не хотят возить его за свой счет. С каждым днем людям труднее "отоварить" право на бесплатный проезд. К тому времени, когда у российских законодателей и правительства дойдут наконец руки до принятия крайне непопулярных, но неизбежных мер по упорядочиванию льгот, наполнению их реальным финансовым содержанием, возможно, проблема "рассосется" сама собой: не будет у нас общественного транспорта, а значит, и никаких льготников. В отличие от муниципальных автопредприятий частника обслуживать пассажиров даром не заставишь.