Дмитрий Дюжев исполнит на сцене «Зарядья» моноспектакль по легендарному роману в стихах
Завтра вечером московских зрителей ждет необычная встреча. На сцену Концертного зала «Зарядье» выйдет популярный актер Дмитрий Дюжев, которого миллионы россиян помнят по фильмам «Бригада», «Жмурки», «Каникулы строгого режима». Натура этих героев Дмитрия настолько широка, что не вписывается в рамки закона. Но в «Зарядье» артист предстанет совсем в другом амплуа — исполнит моноспектакль по роману в стихах «Евгений Онегин».
— Не забывайте, я учился в ГИТИСе в мастерской Марка Анатольевича Захарова, где из меня растили артиста драматического театра. И трудовая книжка моя лежит не где-нибудь, а в МХТ имени Чехова, где я играю только в постановках классики. А кино и сериалы занимают в моей жизни намного меньшее место.
— И все же, как появился спектакль по «Евгению Онегину»?
— На четвертом курсе ГИТИСа под руководством моего педагога по художественному слову, народной артистки России Антонины Кузнецовой я победил в конкурсе чтецов с программой воспоминаний Шаляпина. Тогда Антонина Михайловна сказала: «Когда-нибудь мы с вами сделаем большой взрослый материал». А несколько лет назад, случайно встретив меня на улице, с места в карьер предложила делать моноспектакль по «Евгению Онегину». Я с радостью согласился. Смог без малого на год оставить другие занятия и погрузиться в исследование творчества Александра Сергеевича. Очень многое мне открыл построчный разбор романа. Массу пушкинских смыслов мы упускаем из-за того, что плохо знаем то время: И вот после года молчания я вышел на премьеру моноспектакля, поставленного Антониной Михайловной, где исполнять наизусть пришлось сто страниц текста, играя за всех персонажей.
— Зал «Зарядье» обещает нам, что «в интерпретации Дюжева бессмертные строки Пушкина предстанут обновленными». Но что нового можно найти в произведении, написанном почти два века назад?
— Разумеется, я не добавляю слов от себя — просто даю публике возможность открыть то, на что она раньше не обращала внимания. Помогает в этом и режиссура спектакля, и музыка — не из популярнейшей оперы Чайковского, а из гораздо менее известного сочинения Сергея Прокофьева для постановки Таирова, назначенной на 1937 год, но не состоявшейся из-за опалы, в которую попал режиссер. Эта музыка, мне кажется, очень точно отражает мотивы и образы пушкинского романа.
— Дмитрий, а в вас есть что-то от Онегина?
— Мне кажется, нас объединяет неукротимость страсти, которая овладевает человеком, когда приходит любовь. Евгений идет к Татьяне в дом, в спальню — несмотря на то, что она уже замужняя женщина: Такой же горячей была и моя первая влюбленность в пору ухаживания за будущей женой. Барьера в виде уже заключенного брака перед нами не стояло, но всяческие девические преграды я проходил так же, как Онегин, «ума не внемля строгим пеням».
— И еще одно отличие: Онегин юную Татьяну отверг, а вы — нет.
— Мы познакомились на концерте Мадонны. Начало задерживалось, я сидел на трибуне для медийных лиц и вдруг увидел неподалеку в толпе лицо в ореоле светлых развевающихся волос. Тут же остальные будто перестали существовать. Страха ошибиться не было, я уже не мог отойти от этой девушки ни на шаг.
— Одно из исполнений «Евгения Онегина» у вас прошло в петербургской Капелле, в нескольких сотнях шагов от дома Пушкина на Мойке...
— Да, там строки «Родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель» звучат по-особому. К тому же в Капелле ты ощущаешь дух великих артистов, выступавших на этой сцене. Еще там имеется царская ложа, связанная с Зимним дворцом подземными коридорами, что добавляет таинственности. Ну, и публика в Петербурге особенная, чуткая. А вот в других городах доводилось сталкиваться со зрительским недоумением: чего это известный артист из фильмов и сериалов выходит на сцену с Пушкиным? Но проходят 10-15 минут — и зал преображается. Стихи Пушкина не могут не возбуждать разум, воображение, душу.