Маркин объяснил, почему хотят посадить Навального: «дразнил власть»

При этом представитель СК заявляет, что в «деле Кировлеса» нет политической подоплеки, и полагает, что с коррупцией Навальный сможет бороться и из тюрьмы

17 апреля в Ленинском суде Кирова начнется судебное слушание по делу «Кировлеса», по которому проходят обвиняемыми известный блогер и оппозиционный активист Алексей Навальный и бывший директор ООО «Вятская лесная компания» Петр Офицеров. Первого обвиняют в организации крупной растраты чужого имущества (статья 33 и 160 УК РФ), второго – в пособничестве (по тем же статьям). Следствие полагает, что фигуранты похитили у компании более 16 миллионов рублей.

Сам Навальный в прессе неоднократно заявлял, что возбужденное против него дело является прямым следствием его противостояния с властью и личного конфликта с главой российского Следственного комитета Александром Бастрыкиным. У многих еще свежа в памяти история с бизнесом и недвижимостью Бастрыкина в Чехии, во владении которыми руководителя СК уличил именно блогер-антикоррупционер.

Алексей Навальный убежден: глава СК Бастрыкин – иностранный агент >>

Тем не менее, накануне начала громкого процесса официальный представитель СК Владимир Маркин дал подробное интервью журналистам, в котором отмел предположения о политической подоплеке дела против Навального. «На самом деле – все скучно и банально», – заявил он.

«Весь в белом на общем фоне»

По выражению Маркина, если политика и присутствует в деле, то только в лице обвиняемого. В этом он практически повторил позицию следователей Кировской области, один из которых – старший помощник руководителя регионального СУ СК Андрей Васильков – ранее пообещал представлять на слушании интересы Следственного комитета и заявил об отсутствии в деле какой бы то ни было политической подоплеки.

«Официальная позиция Следственного комитета – дело, расследуемое в отношении Алексея Навального, рядовое уголовное, без какой-то бы ни было политической подоплеки, – сказал Васильков. – Человек обвиняется в растрате государственного имущества».

Маркин пояснил, какие конкретно действия вменяются Навальному в вину: «Используя статус советника, он принудил директора ГУПа продавать лес посреднику по цене, заниженной на несколько миллионов рублей», – сказал он.

Наряду с этим, – отмечают обозреватели, – Маркин признал, что внимание правоохранительных органов Навальный привлек к себе именно общественной деятельностью. «Фигурант всеми силами привлекает к себе внимание, можно даже сказать, дразнит власть: вот, мол, я какой весь в белом на общем фоне», – заявил представитель СК. Однако, ведя себя подобным образом, – отметил Маркин, – Навальный наверняка рассчитывал лишь «на репутацию обиженного правдоискателя», но отнюдь не на уголовное дело.

«Есть подозрение, что в Йельском университете, или где там готовят кадры политиков для развивающихся стран, просто не разобрались, перепутали Россию с Грузией или какой-то еще страной третьего мира», – заявил по этому поводу Маркин.

В том, что создавая и продвигая проект «РосПил» и смежные – «РосЯма», «РосЖКХ», – Навальный хотел решать конкретные, важные для общества задачи, Маркин сомневается. По его мнению, деятельность адвоката-блогера – скорее самопиар. Тем не менее, – выразил уверенность представитель СК, – чем бы это ни являлось, если подозреваемый останется верен своему делу, то возможность заниматься им у него будет и в тюрьме. «Даже на зоне многие осужденные пишут письма и заявления, борются с недостатками системы. Так что и там такой опыт может пригодиться», – подытожил Маркин.

«Убегать я не буду, в эмиграцию не уеду. Всё имеет свою цену в жизни»

Навальный за последние дни также успел поделиться с журналистами своими мыслями о предстоящем суде и о том, что в связи с этим может ждать его в ближайшем будущем. Комментируя интервью Маркина в Twitter’е, оппозиционер назвал его «великолепным», особенно отметив «прекраснейшее и откровенное «а не надо было ему дразнить власть».

Наряду с этим Навальный отметил и некоторую «запутанность позиций» обвиняющей стороны. В частности, речь идет о фразе Маркина о том, что Навальный якобы принудил Офицерова продавать лес по цене, заниженной на несколько миллионов. «Они уже сами запутались, по какому именно составу СК фабрикует дело. Это я ведь давным-давно «принудил продавать по заниженной на несколько миллионов цене», а сейчас, по версии СК, я руководитель преступной группы, которая украла вообще весь объем продаж», – иронично заметил Навальный в своем ЖЖ.

Ранее, беседуя с корреспондентами The New Times, Навальный заявил: «Понятно, что Бастрыкин не позволит, чтобы дело, которое он лично курировал, рассыпалось в суде. Вариантов два: условный срок и тюрьма. <…> Давайте не будем драматизировать: через это прошли миллионы людей – у нас сейчас сидит больше 800 тысяч, надо будет – пройду и я, – сказал он. – Больше всего им хочется, чтобы я сбежал. Так вот, убегать я не буду, в эмиграцию не уеду. Все имеет свою цену в жизни. <…> Буду ли менять риторику? Нет, конечно. Меня люди поддерживают ровно потому, что я называю вещи своими именами. Я дорожу тем, что я сделал, и менять свою позицию потому что тюрьма на горизонте замаячила – я не буду. Я взрослый человек. Я выбрал этот путь, взял на себя какие-то обязательства перед людьми, которые поверили мне, и знал, на что шел».