В трех соснах

Лесное хозяйство страны ждет четвертая за 20 лет реорганизация

Вчера в Улан-Удэ президиум Государственного совета под председательством президента Владимира Путина рассматривал вопрос «О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации». Вопрос «Труда»: зачем?

Спрашивать иначе — почему? — нет смысла, ибо ответ ясен: потому, что все плохо. Увы, так повелось в нашей державе, что Госсовет почти всегда берется за рассмотрение самых больных или даже безнадежно больных проблем — на другие уже не остается времени.

Лесной вопрос — из их числа. Всего полтора месяца назад на всероссийском форуме отрасли отмечалось: в великой лесной державе, которой является Россия, лесной комплекс может и должен стать основой экономического и социального процветания. Но взамен мы имеем высочайший уровень потерь от незаконных рубок, нелегального оборота древесины, пожаров, вредителей и болезней, слаборазвитую лесную инфраструктуру — и, наоборот, сильные недостатки в координации и управлении. И так далее.

А потому, отмечалось на форуме, «большие надежды все профессиональное лесное сообщество возлагает на президиум Государственного совета по вопросу повышения эффективности и развития лесного комплекса» — тот самый, что собирался вчера в Улан-Удэ. То есть вся надежда была на царя-батюшку.

Хотя 7 декабря минувшего года лесной вопрос уже обсуждался высшим органом исполнительной власти страны — правительством РФ. И не только обсуждался: кабмин одобрил проект программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы. 30 декабря, после последних доработок, программу утвердил председатель правительства Дмитрий Медведев.

Казалось бы, что еще нужно? Если полистать документ, в нем найдется все необходимое. И четыре раздела-подпрограммы: «охрана и защита лесов», «обеспечение использования лесов», «воспроизводство лесов», наконец, «обеспечение реализации госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы». И ключевые задачи отрасли — сокращение потерь от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение эффективности управления лесами: И многое-многое другое.

Но что толку, если все это не действует уже четвертый месяц — со дня подписания? Почему не действует, неизвестно. И непонятно, должен ли кто-нибудь ответить за то, что механизм вроде бы создан, собран, смазан и запущен — но лишь на бумаге. А на деле — сколько ни тычут в кнопку «пуск», не работает!

От президиума Госсовета руководители ожидали вполне конкретных решений. В-первых, денег — на финансирование лесоустроительных работ на сумму 2 млрд рублей ежегодно. Во-вторых, разрешения на беспошлинный вывоз круглого леса за рубеж — такое предложение подготовила ассоциация «Дальэкспортлес», в которую входят ведущие компании лесопромышленного комплекса. Аргументация: «Экспорт дальневосточной древесины с 2007 года (когда экспортная пошлина на круглый лес выросла с 6,5 до 25%) по 2012 год снизился с 33 млн до 19 млн м3. Доля России на рынках Японии, Южной Кореи и Китая упала с 59% в 2007 году до 26% в 2012 году...»

Третий пункт просьб лесников к высшей власти заключался в создании «самостоятельного федерального органа, отвечающего не только за управление лесами, но и за государственную политику и регулирование всего лесного сектора экономики». Проще говоря, о создании собственного министерства — чисто отечественного метода решения проблемы, перешедшего к российской бюрократии еще с советских времен.

Неясно, однако, что должно произойти просто с изменением статуса структуры, управляющей лесным хозяйством страны? За 20 лет федеральное лесное законодательство менялось трижды: в 1990-е годы лесоуправление было децентрализовано и передано местным органам власти, затем функции по распоряжению лесным фондом отошли субъектам Федерации. В 2004 году управление лесами подняли на федеральный уровень. Нынешний Лесной кодекс в очередной раз передал функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом регионам.

А в итоге лесные чиновники, как заявил на совещании в Улан-Удэ Владимир Путин, «предоставляют искаженную информацию о ситуации в этой сфере». И добавил: «Из-за недальновидных, финансовых, кадровых, управленческих решений в лесоустройстве процветает начетничество и коррупция. Все это ведет к ухудшению экологической безопасности, к сокращению площади лесов, пригодных к вырубке».

Но денег президент лесному комплексу пообещал, и немало. «Сюда планируется вложить более 400 млрд рублей в рамках 118 проектов, получивших статус приоритетных». Осталось превратить деньги в инвестиции, которые позволят отрасли вернуть утраченные позиции на рынке. А вот это как раз самое сложное.

Президент оценил масштаб проблемы и предложил для начала поискать исполнителей необходимой квалификации. «Очевидно, что должностные лица, которые отвечают за развитие лесного сектора, не справляются с поставленными перед ними задачами», — заявил Владимир Путин по итогам президиума Госсовета в Улан-Удэ. И поручил главе правительства разработать план структурной реформы отрасли. Не суть важно, будет она в статусе ведомства или отраслевого министерства — лишь бы механизм работал.