В Ижевске сотрудники ФСБ задержали бывшего руководителя самого известного в России оружейного завода «Ижмаш» Владимира Гродецкого и этапировали его в Москву. Гродецкого обвиняют в мошенничестве на кругленькую сумму в 5 млрд рублей. В тот же день доставлен в суд бывший замглавы Минсельхоза Алексей Бажанов, которого обвиняют в хищении 1,1 млрд.
Сводки с театра боевых действий против коррупции становятся все занимательнее, однако чем шире разворачивается эта битва, тем больше возникает вопросов у общества.
С одной стороны, нельзя не признать: да, власть основательно взялась за казнокрадов и распильщиков. Практически каждый день мы слышим об арестах и задержаниях. Только на этой неделе в новостных заголовках были упомянуты довольно знаковые фигуры. Есть рыбка и помельче, как, например, директор Центрального военно-морского музея в Петербурге Андрей Лялин, задержанный за финансовые нарушения. Или глава пермского муниципального учреждения Андрей Головин, который стал фигурантом громкого уголовного дела о подготовке мастер-плана города. Этот увлекательный проект помог гражданину Головину умыкнуть 145 млн рублей из казны. Бдительные оперативники «приняли» пермского чиновника прямо перед самолетом на Варшаву, куда он направлял свой путь.
За работу по Головину органам, конечно, честь и хвала – зная, что у него имеется канадский паспорт, они вовремя прервали его свободный полет. Вот здесь-то и возникает «с другой стороны». Резонный вопрос: а что мешало им так же оперативно сработать по другому серьезному фигуранту – Ахмеду Билалову, бывшему главе компании «Курорты Северного Кавказа» и большому другу еще со студенческих времен вице-премьера Аркадия Дворковича?
Напомним, что скандал вокруг Ахмеда Гаджиевича начался еще в феврале, когда Владимир Путин, воочию ознакомившись с ходом работ его компании на сочинских олимпийских объектах, задал очевидные вопросы и потребовал разобраться, почему стоимость работ выросла в семь раз, а сделано в три раза меньше, чем требуется? Тут же на поверхность выползли сведения о финансовых злоупотреблениях Билалова, появились телесюжеты с демонстрацией сомнительных документов и планов «прихватизации» все тем же Билаловым и Ко чуть ли не всей энергетики Северного Кавказа.
Однако ни до объяснений со стороны все того же вице-премьера Дворковича, подписавшего документы, ни до разговора со следователями братьев Билаловых дело так и не дошло. А когда Генпрокуратура наконец объявила его фигурантом дела о злоупотреблении полномочиями, сам фигурант к этому времени уже пребывал в далеком зарубежье, откуда с интересом наблюдал за суетой вокруг его персоны.
Примечательно, что это уже не первый случай, когда человеку, к которому есть масса вопросов у следствия, почему-то удается спокойно выехать из страны. Так, до сих пор за пределами родины находится зять экс-министра обороны Сердюкова Валерий Пузиков, который замешан в миллиардных махинациях с автомобилями военного ведомства. Подробности аферы, в том числе и документы, украшенные подписью экс-министра, имеются, а господин Пузиков далеко.
По делам того же Минсельхоза следователи мечтают пообщаться с бывшим руководителем аппарата Елены Скрынник Олегом Донских – увы, человек, обвиняемый в хищении 800 млн рублей, тоже сегодня в заграничных бегах.
В Лондоне на положении политического эмигранта проживает бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин, который, между прочим, находится в «красном циркуляре» Интерпола за мошенничество в особо крупных размерах. Ну, у Великобритании давно замечено трепетное отношение к нашим уголовным элементам, это уже никого не удивляет. Удивительно, что эти элементы всегда спокойно покидали Россию.
Кстати, об Интерполе: в его пресловутом «красном циркуляре» числятся не только Бородин, но и, например, такие не самые последние граждане Российской Федерации, как бывший глава Завидовского сельского поселения Игорь Калачников, бывший министр внутренних дел Якутии Яков Стахов, экс-министр финансов Подмосковья Алексей Кузнецов... Всем им в свое время удалось совершенно спокойно выехать из страны, несмотря на то что тучи над ними сгустились не в один день.
Странно, не правда ли? Людей, не уплативших копеечные штрафы в казну, останавливают на границе и разворачивают без долгих разговоров. А перед фигурантами дел, где счет идет на миллиарды, берут под козырек.
Отсюда можно сделать только два вывода. Либо наша карательная машина работает на полухолостых оборотах и способна лишь рубить по хвостам, либо упомянутым персонажам удалось вовремя получить информацию из надежных источников и сделать правильные выводы.
Есть, правда, и третье объяснение, о котором меньше всего хочется думать: а вдруг крупным расхитителям просто позволяют вовремя отъехать, чтобы те в случае ареста не вспомнили ненароком о каких-то высоких покровителях? В случае с Билаловым, который чудесным образом чуть было не получил во владение все электрические сети Северного Кавказа, такое объяснение выглядит вполне логичным.
Кстати, вчера глава президентской администрации Сергей Иванов заявил, что первыми из высоких чиновников, кого будут проверять на предмет заявленных доходов и расходов, станут члены правительства. Любопытно, не вызовет ли это несколько поспешных отъездов в неизвестном направлении?