ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Владимир Фатьянов родился в Орловской области. Окончил Московский инженерно-строительный институт и сценарный факультет ВГИКа (мастерская Валентина Ежова).
Работал сценаристом, режиссером-постановщиком документального и игрового кино, музыкальных клипов для Владимира Преснякова, Кристины Орбакайте, Филиппа Киркорова. Стал соавтором популярных сериалов "Дальнобойщики" и "Дронго". Как режиссер-постановщик снял телесериалы "Стервы, или Странности любви", "Последний бой майора Пугачева".
- Сюжет сериала - это придуманная история или у него есть реальная основа?
- Фильм снят по реальным событиям и в каком-то смысле автобиографичен. Главный герой, как и я, выпускник МИСИ. Места, в которых происходят все события, мне знакомы по студенческим годам. Здесь на самом деле произошла трагедия на горном маршруте. Да и исторические события времен войны: кровопролитные бои, клад горы Митридат, который фашисты хотели перехватить по дороге к партизанам, а затем его потеря в горах - все это имело место. Так что фильм - сплав реальных событий, личных воспоминаний, ну и фантазии авторов. В данном случае прошлое служит фоном, отправной базой, на которой выстраиваются сложные людские отношения...
- Но "Маршрут" телеканалом был заявлен как приключенческий сериал, а не психологическая драма.
- Жанр таких фильмов вообще трудно определить. Я бы выделил в картине, может быть, не очень заметный конфликт человека с окружающей его природной средой. Да, мы постарались, чтобы в сценарии и самом фильме доминировал захватывающий сюжет, чтобы были элементы приключений, преодоление опасностей, борьба с отрицательными персонажами, чтобы главные герои прошли через трудные испытания на силу, выносливость, способность постоять за себя и других. Но мы не стремились "слепить" очередные образы суперменов. Главное, что мне хотелось показать в картине, - это все-таки внутренний мир наших героев и происходящие в них перемены под давлением внешних обстоятельств.
- По молодости люди нередко совершают поступки, которых потом стыдятся долгие годы. Легко припечатать человека словами "струсил", "предал", но как поведет себя в такой же ситуации каждый из нас - неизвестно. А судьи кто?
- Да, персонаж "Маршрута" Виктор струсил, как и другие оставшиеся в живых туристы. Цена - 20 человеческих жизней. Угрызения больной совести - тяжкое испытание и кара. Совесть не выбросишь в окно, как старый кинопроектор. Чтобы избавиться от душевных мучений, нужно иногда вернуться в исходную точку, пройти по тому же опасному маршруту и преодолеть его, чтобы возродиться. Пройти через покаяние. В этой идее главная философия нашего фильма.
- Вы работали со многими очень популярными артистами. Легко ли находить с ними общий язык на съемочной площадке?
- Вообще не делю актеров на популярных и нет. Главное, насколько артист увлечен ролью и сколько он отдает ей душевных и творческих сил. В фильме "Стервы..." я работал с ныне покойным Андреем Краско и получал от общения с ним огромное удовольствие. Он обладал потрясающей памятью, быстро запоминал огромные куски текста и мог их без запинки воспроизвести в любое время. Он очень ответственно относился к работе. Приезжал на съемки, все выучив, ко всему подготовленный, и исполнял все блестяще - когда точно по сценарию, когда прекрасно импровизируя. Он всегда был органичен в исполняемой роли.
У меня ни с кем из актеров не было никаких недоразумений или конфликтов. А может быть, просто повезло, хотя приходилось работать с такими известными артистами, как Александр Абдулов, Игорь Лифанов, Лев Дуров, Борис Токарев, Владимир Стеклов, Владимир Долинский. Радуюсь, когда актеры не автоматически исполняют роль, а проявляют творческую инициативу. В нашем сериале Абдулов был просто неотразим, загорался в работе, сам выполнял трюки, бегал, прыгал с водопада. Для меня это было совершенно неожиданно и приятно - такой знаменитый артист, но не сноб. Очень подвижный, пластичный, выполняющий такие вещи, которые не каждому каскадеру под силу.
- Игорь Лифанов у вас снимался уже дважды. Это случайность или уже тенденция?
- На съемках фильма "Последний бой майора Пугачева" с Игорем мы сошлись, как говорится, сразу. Когда подбирали актеров на "Маршрут", я ему позвонил и предложил роль. Он даже не стал выяснять, что ему предлагают: что за сценарий, что за гонорар. Только спросил: "Когда приезжать?" Потом прилетел на съемки и, даже не подписав предварительно договор, вошел в творческий процесс, как нож в масло. Я знаю точно, что он может играть не только накачанных боевиков, спецназовцев или отпетых бандитов. Он - мастер тонкой психологической игры, способный передавать зрителю нюансы внутреннего состояния человека. Он растет от роли к роли, востребован в кинематографе. Уверен, что в перспективе он встанет в ряд самых лучших артистов российского кино.
- СКАЖИТЕ, ВЫ СНИМАЕТЕ ТО, ЧТО ХОТИТЕ, ИЛИ ТО, ЧТО ВАМ ПРЕДЛОЖАТ?
- Я уже давно не делаю того, что мне не хочется. Прежде чем взяться за постановку, знакомлюсь с литературным материалом, вчитываюсь, вдумываюсь в него. Нужно почувствовать для себя, что ты в нем находишь? Что ты сможешь сказать зрителю? Каким образом ты сможешь это осуществить? Только после этого можно говорить, берешься ты за данную работу или нет. Я дожил до такого разборчивого возраста, когда важнее то, что ты делаешь, а не за какие "коврижки" работаешь. Искусство - не средство для зарабатывания денег. У меня была масса предложений на постановку больших "мыльных" сериалов. Там действительно есть возможность заработать, но чаще всего я отказываюсь, потому что не вижу в этом ни капли творчества.
Беседу вел