КОКО ШАНЕЛЬ: Я УСТАЛА НОСИТЬ РИДИКЮЛИ

Сумка всегда являлась "фасадной частью" женского гардероба. Почему-то именно по сумке (ну, может, еще по туфлям) складывается впечатление об образе человека в целом. То есть сумка для женщины - примерно то же самое, что марка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое "лицо", свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки - 4 октября.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
От кармана до мешочка
В мире моды существуют свои легенды и мифы. Один из них говорит о том, что сумка - не просто аксессуар, а красноречивое свидетельство окончательной победы эмансипации.
Мол, раньше, когда женщины были существами бесправными и зависимыми, они выходили из дома буквально с пустыми руками. Все необходимые вещи: ключи и прочие мелочи - хранились в карманах их спутников. А о помаде и других доступных в то время косметических принадлежностях не могло быть и речи: поправлять макияж вне дома считалось занятием недопустимым.
Потом портные придумали потайные мешочки, которые дамы прятали под пышными юбками.
Деталь, своим образом и подобием напоминающая сумку, появилась лишь в XIX веке. Это был нарядный, расшитый нитями и бусинами мешочек на длинном шнуре.
Уже в начале XX века женскую сумочку легализовали окончательно наряду с брюками, укороченными юбками и короткими стрижками. С тех пор началась вторая история - история великих сумок.
"КЕЛЛИ" СКРЫВАЕТ ЖИВОТИК
Одна из легендарных сумок, которая сегодня является предметом охоты среди девушек, - "Келли". Свое имя сумка унаследовала от монакской принцессы и актрисы Грейс Келли. Правда, женским именем сумку окрестили только на 65-м году ее "жизни" - в 1956 году. А в конце XIX века, когда модель была впервые представлена маркой Hermes, известной производством конской упряжи и снаряжения для верховой езды, сумка звалась просто "сумкой".
Потом у нее стали появляться настоящие названия, которые менялись почти каждый год. Например, в 1928 году в каталоге Hermes модель описывалась как "высокая сумка, в которую можно уложить седло, сапоги и другие охотничьи принадлежности". Потом были другие имена, более простые: "Эрмес", "Дорожная женская сумка", "Высокая сумка с отделением для драгоценностей", "Компактная сумка"...
К 50-м годам XX века сумка стала любимым кожаным аксессуаром многих известных (и не только) дам. Одной из таких дам и оказалась Грейс Келли.
В 1956 году Келли, будучи уже дамой замужней и беременной, снималась для известного журнала Life. Чтобы скрыть от объектива заметно округлившийся животик, она прикрыла его своей любимой сумкой от Hermes.
Сегодня "Келли" существует во многих версиях - она может быть повыше и пониже, из мягкой кожи или из жесткой. И самых разных цветов - от фисташкового до красного. Стоимость ее высока - от 7 до 10 тысяч долларов. Однако ее классическая форма нашла воплощение в более доступных моделях.
В "БИРКИН" ВМЕСТИТСЯ ВСЕ
Еще одна сумка-легенда, появившаяся благодаря марке Hermes, - "Биркин". Ее назвали в честь другой известной дамы - Джейн Биркин, английской актрисы и супруги ныне покойного французского певца Сержа Гензбура.
Джейн Биркин утверждает, что идея создания сумки родилась на борту самолета, следовавшего из Парижа в Лондон. Сидевший с ней по соседству пассажир с удивлением взирал на огромное количество бумаг и фотографий, которые вываливались из ее сумки. Среди вороха бумаг он заметил еженедельник от Hermes и попросил разрешения взглянуть на него: "Знаете, я ведь тоже Эрмес. Разрешите представиться: Жан-Луи Дюма, президент Дома Hermes".
В результате этот диалог породил конструктивную идею: придумать новую дамскую сумку, в которую вмещалось бы все: и еженедельники, и фотографии, и тысяча прочих жизненно важных дамских принадлежностей... Сумка должна была быть больше, чем "Келли" (хотя и та немаленькая), но все же меньше чемодана.
Так на свет появилась мечта многих женщин: большая и в то же время элегантная сумка, в которую "влезало все". Конечно, она стоила таких сумасшедших денег, что цена ее отпугивала саму Джейн Биркин. Но сама идея огромной сумки жива и по сей день: достаточно посмотреть последние коллекции.
"2-55" ОТБИЛАСЬ ОТ РУК
Следующая сумка-легенда - прародительница современных вечерних моделей. Ее изобрела Коко Шанель. Это была первая сумка, которая буквально "отбилась от рук": ее можно повесить на плечо и совершенно забыть о ее существовании.
"Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю", - заявила на исходе 1954 года Коко Шанель. И уже в начале следующего года предложила собственную версию современной сумки: компактную, в форме прямоугольника, простеганную ромбиками и на длинной цепочке. Модель назвали "2-55": в честь даты ее появления на свет (февраль 1955 года). Разумеется, сумка была любимого мадемуазелью Шанель черного цвета.
Однако и года не прошло, как на рынке стали появляться ее разноцветные копии: из джерси, шелка, кожи аллигатора или ягненка. Сумка в стиле "2-55" не утратила светский лоск до сегодняшнего дня. Она, как и прежде, считается классическим вечерним аксессуаром: с ней не стыдно появиться хоть на приеме у посла или в самом фешенебельном ресторане.
И ВСЕ-ТАКИ "НАТУРА"
Сейчас различные модификации легендарных сумок победоносно продолжают свое шествие как по красным ковровым дорожкам кинофестивалей или звездным кварталам Беверли-хиллз, так и по обычным городским улицам.
Классические сумки строгих геометрических форм по-прежнему считаются универсальными. И подбирать их сегодня гораздо проще, чем во времена Грейс Келли: тогда правила приличия требовали, чтобы сумка непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку с туфлями, перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами.
Сегодня достаточно лишь одного близкого по духу и цвету "компаньона" - узора на платке, тонюсенького ремешка или даже лака для ногтей. А туфли и сумка одного цвета - уже почти дурной тон. Современные правила приличия стали куда более лояльными. Единственное, чего они робко требуют, чтобы сумка все-таки была из натуральной кожи.
Подготовила